Не стоит забывать, что детский сад — полноценное учреждение
образования, а не просто место, где малыши коротают время, пока родители на
работе. В учреждениях дошкольного образования ребята всесторонне развиваются:
для них организованы творческие занятия и игры (лепка, рисование, аппликация),
занятия по физической культуре, музыкальные занятия, занятия по развитию речи и
т.д.

 

 

 

Не стоит забывать, что детский сад — полноценное учреждение образования, а не просто место, где малыши коротают время, пока родители на работе. В учреждениях дошкольного образования ребята всесторонне развиваются: для них организованы творческие занятия и игры (лепка, рисование, аппликация), занятия по физической культуре, музыкальные занятия, занятия по развитию речи и т.д.

Безусловно, каждое учреждение дошкольного образования ставит перед собой определенные задачи, над выполнением которых педагоги работают в течение года. О том, какое направление является приоритетным в ГУО «Ясли-сад №1 г. Смолевичи», мы побеседовали с заведующим учреждением образования Ириной Михайловной Чубок.

— Ирина Михайловна, какое направление работы на данном этапе является в вашем учреждении образования приоритетным?

— Детский сад — это первая ступень системы образования, и перед педагогами стоит огромная задача заложить основу, базис личностной культуры. Одна из основных задач нашего педагогического коллектива — развитие речи воспитанников. Вопросы развития речи очень актуальны. Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием и познанием окружающего мира.

— В каком возрасте происходит становление детской речи?

— Речь детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.

— Как организована работа по развитию речи в вашем учреждении?

— Работая над развитием речи дошкольников, мы ставим перед собой цель способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого необходимо создать образовательную среду, развивать произносительную и связную сторону речи; активизировать словарь детей; формировать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику руки.

В своей практике мы используем игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приемы, дидактические игры, речевые мероприятия.

— Наверное, в работе по развитию речи очень важен системный подход?

— Безусловно. Работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны. Я считаю, что задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму. Ведь именно последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей. В работе воспитателям помогает тесная связь с учителем-дефектологом, который проводит обследование речи детей, дает рекомендации родителям и педагогам по улучшению звукопроизношения дошколят.

— От каких условий зависит качество и результативность проводимой работы?

— Качество и результативность проводимой педагогическим коллективом работы зависит от многих условий. В первую очередь, к ним относится, как уже говорилось, создание развивающей среды. В каждой группе есть речевой уголок, где хранятся сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму. Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. На занятиях по изобразительному искусству воспитатели создают условия для обогащения словаря за счет введения новых понятий (колорит), новых слов (например, при знакомстве с новыми изобразительными материалами). В процессе бесед отрабатываем с детьми различные грамматические навыки, упражняемся в объяснительной речи, в составлении высказываний по рисункам. Занятия по лепке развивают мелкую моторику руки ребенка. Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии. — Ирина Михайловна, какое из средств развития речи, на ваш взгляд, является самым важным?

— Одно из важнейших средств развития речи ребенка — игра. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников, способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.

— Какая роль отводится в данном вопросе семье?

— Активное сотрудничество с семьей позволяет получить определенные результаты в развитии речи детей. В развитии речи дошкольника в домашних условиях нет ничего сложно выполнимого. Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. И малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Хорошими занятиями по развитию речи детей могут стать ваши совместные дела по дому или за его пределами: на детской площадке, в саду, на даче, в лесу. Объясняйте ребенку каждое свое действие, проговаривайте вслух свои мысли. Читайте ребенку сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам. Дети просто обожают, когда им читают. Они готовы снова и снова слушать одну и ту же историю, вникая в подробности и детали, запоминая их. А если вы начнете пересказывать уже знакомое малышу чуть более неторопливо и с остановками, он сам начнет дополнять и вставлять упущенное. Для развития речи дошкольников можно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте.

— Какие ошибки чаще всего допускают родители в работе по развитию речи ребенка?

— Если же какой-то звук или несколько звуков даются ребенку с трудом, не стоит его часто поправлять, акцентировать внимание на ошибке, заставлять многократно произносить различные слова. Это частая ошибка в развитии речи дошкольников. Важно самим при ребенке говорить правильно, и малыш, копируя речь взрослых, обычно самостоятельно справляется со своим недостатком. Но если же к концу дошкольного возраста устранение дефектов речи у ребенка не произошло, следует обратиться к логопеду.

 

Беседовала Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.

На снимке: Ирина Михайловна Чубок.

Фото из архива учреждения образования.

Информацию читайте в номере 289 – 292 от 13.12.2014 г.