Великий пост — это важнейший и самый древний из многодневных постов,
это время подготовки к главному
православному празднику— Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже
светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа
от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть
или телесно подлечиться. Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем,
курицу или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу
попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Нет, пост— это, прежде всего, духовное
упражнение, наша малая жертва Богу, доказательство нашей веры и любви. Суть
поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и
даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в
том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога.
Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Но при неправильном
отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот,
сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно
многодневных) часто появляются озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие,
самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих
грехов. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность
вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его
прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть
другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у
детей, с благословения священника, пост может быть значительно ослаблен.
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения, осознания своих
грехов и покаяния.
Великий пост — это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовки к главному православному празднику— Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, курицу или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Нет, пост— это, прежде всего, духовное упражнение, наша малая жертва Богу, доказательство нашей веры и любви. Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих грехов. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения священника, пост может быть значительно ослаблен. Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения, осознания своих грехов и покаяния.
Пост состоит из двух частей: Святая Четыредесятница (40 дней) и Страстная Седмица. Четыредесятница – это время, когда мы идём навстречу к Богу, Страстная Седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад, и, наконец, к Пасхе.
Дни великого поста начинаются с Прощеного Воскресения, когда мы у всех просим прощенье и всех прощаем. Великий Пост длится семь недель (вернее, 48 дней) и делится на четыре части: Четыредесятница, Лазарева Суббота, Вход Господень в Иерусалим, Страстная Неделя. Великий пост напоминает нам о 40 днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди.
В первое воскресенье Великого поста совершается чин Торжества Православия, установленный в 843 году в память восстановления почитания Святых Икон.
Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св.Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIIIв. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение: православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.
Во вторую субботу поста (7марта), (также и 14 и 21марта) совершается поминовение усопших, установленное уставом церкви.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память св.Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. В Великом Посту каждый православный христианин по возможности должен покаяться и причаститься святых Христовых Таин. Кто на протяжении всего года часто болеет или чувствует себя духовно подавленным, может поучаствовать в Таинстве Соборования или Елеосвящения. Молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. В таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём. У каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.
В храме в честь Минской Иконы Божией Матери будут совершаться следующие богослужения в Великом Посту: 1 марта Торжество Православия. 9:30 Божественная Литургия; в 11:00 — Чин Торжества Православия, 7марта, 14 марта, 21 марта — Поминовение усопших, в 9:30 — Божественная Литургия, в 10:40 —Вселенская Родительская Панихида. 7марта, 14 марта, 21 марта — Таинство Соборования, начало в 15:00.
(Желающим принять участие в таинстве Соборования просьба принести растительное масло для освящения).
Отец НИКОДИМ, настоятель храма в честь Минской Иконы Божией Материг.Смолевичи.
Информацию читайте в номере 45 – 48 от 28.02.2015 г.