Наверняка, где-то в укромных уголках каждого дома уже много лет
лежат альбомы, полные старых фотографий. На одних – приятные моменты семейных
праздников и событий, на других – друзья и коллеги, на третьих – старые улицы и
дома нашего города или района. Они – настоящие и подлинные хранители своей
эпохи, ее свидетели. Какие занимательные истории можно воскресить в нашей
памяти, вспомнить имена интересных людей, рассказать о знаменательных и
неординарных событиях в истории одной семьи, города или района.
Наверняка, где-то в укромных уголках каждого дома уже много лет лежат альбомы, полные старых фотографий. На одних – приятные моменты семейных праздников и событий, на других – друзья и коллеги, на третьих – старые улицы и дома нашего города или района. Они – настоящие и подлинные хранители своей эпохи, ее свидетели. Какие занимательные истории можно воскресить в нашей памяти, вспомнить имена интересных людей, рассказать о знаменательных и неординарных событиях в истории одной семьи, города или района.
Одним из самых посещаемых и востребованных мест любителей книги в нашем городе был «Книжный магазин», куда народ заглядывал в минувшие годы не реже, чем в мясную лавку. По рассказам коренных смолевичан, которые хорошо помнят то, как выглядели Смолевичи более полувека назад, книжный магазин раньше находился на улице Советской. В доме, где позже долгие годы располагалась детская библиотека.
Нина Тарасовна Агейчик – человек, который тридцать восемь лет своей трудовой биографии посвятил работе в Смолевичском магазине «Книги», из них более тридцати шести – заведующей. Пришла она работать туда в 1959 году, буквально через пару лет после того, как сдали в эксплуатацию новое здание по улице Социалистической.
— В старый «книжный» в пятидесятые годы мы ходили за учебниками, — рассказывает Нина Тарасовна. — Я помню, что в нем работали Мария и Иван Говор, только их теперь нет в живых, к сожалению. В теперешнем здании магазина до моего прихода уже работали девчата, возглавляла коллектив другая заведующая, а потом меня назначили. У нас тогда продавали и книги, и канцтовары, и культтовары. Все полки были буквально заставлены книгами. Кроме того, к каждому мероприятию, проводимому в нашей стране, обязательно организовывалась в магазине выставка. А знаете, сколько их много было? Тем не менее, старались и успевали сделать все. Как-то в шестидесятые годы мы не ощущали дефицита художественной литературы, ажиотажа такого не было. Он начался примерно в начале семидесятых. Тогда хватали все, даже для того, чтобы просто обустроить интерьер комнаты. Я хорошо помню женщину из Плисы, которая просила найти ей книги в зеленом переплете, причем – любые. У нее обои или шторы зеленые были, и она хотела зеленые книги в секцию поставить. Вот даже такое случалось. Очень хорошо реализовывались учебники, пособия по кулинарии, вязанию, да и любые книги по рукоделию и домоводству. Покупали и фантастику. Издательства, в основном, были российские. Мне и коллегам приходилось всегда и самим много читать. Как может продавать книги человек, который сам не знает ни произведения, ни авторов? Вы знаете, что в начале каждой книги есть краткая аннотация, так вот ее обязательно нужно было изучить. Иногда покупатели приходили и просили совета и помощи в приобретении литературы. Поэтому и продавцы должны были знать все книги. Когда стали чаще появляться книги зарубежных авторов, о которых, честно сказать, мы даже и не слышали раньше, то приходилось самим сначала знакомиться с их творчеством, чтобы не было стыдно перед покупателем. Любой из нас мог без подготовки точно сказать, сколько книг и какие есть в продаже, например, по домоводству, по рыбалке… Да по каждому направлению и тематике. Правда, не хватало словарей, познавательных энциклопедий.
В Руднянской школе работал директором Михаил Андреевич Метельский, а в редакции районной газеты «Ленінскі заклік» — Иван Трофимович Панченко. Это были самые активные наши покупатели и мудрые советчики. Как только привоз – назавтра они первые в магазине. У нас можно было купить очень ценную и дефицитную литературу, за которой приезжали покупатели даже из других городов. Дело в том, что в то время существовали, так называемые, «темпланы», по которым работали с разными издательствами – «Колос», «Мастацкая літаратура», «Урожай» и так далее. Всего примерно двадцать три «темплана» было. Занимались ими я и товаровед. Так вот в этом случае советы Метельского и Панченко были нам очень нужны. Заказывали определенное количество литературы, которую они рекомендовали. Старались не пропускать ни одной рубрики или направления, надеясь на то, что и на них найдется покупатель. Так и получалось, что в нашем магазине можно было приобрести и редкие издания. Наш коллектив старался заинтересовать любого читателя. Работал отдел «Книги – почтой», и мы не оставляли без ответа получаемые от населения письма с заказами на литературу. Наложенным платежом отправлялись посылки и в Украину, и в РСФСР, и в Литву, и в Узбекистан. Очень хорошую выручку давали благодаря этим пересылкам.
В магазине велась книга заявок и предварительного учета, где посетителю можно было оставить, так сказать, пожелание. Дополнительно мы обслуживали покупателей Зеленого Бора, Заболотья, Усяжа и других районных населенных пунктов. Это выездная торговля была. На Кургане Славы, на месте теперешнего кафе, стоял когда-то большой книжный павильон. А знаете, сколько иностранцев туда на экскурсии приезжало?
Мы выполняли доведенный план на сто процентов, а за хорошую работу коллектив неоднократно награждался грамотами самого различного уровня. В Минской области лучшими считались книжные магазины Несвижа и Смолевичей. Покупатели были на самообслуживании, а на зале стояли не менее двух продавцов, ведь покупателей было очень много. Сначала посередине зала ставили горки, а потом — дополнительные стеллажи, более современные и красивые.
Со мной работали хорошие девчата и профессионалы своего дела — Лилия Алексеевна Цвилик, Вера Вячеславовна Тумеля, Раиса Григорьевна Крахмалюк, Евгения Константиновна Демидчик, Ирина Михайловна Цвилик, Ирина Петровна Жаркевич, Людмила Викентьевна Воробей, Светлана Викторовна Войнич, Светлана Каминская, Ирина Михайловна Сапранькова, Ирина Ивановна Вертинская, Елена Васильевна Маслович. Всех я уже и не вспомню. Некоторых работников, к сожалению, уже нет среди нас, но большинство еще в добром здравии и с боевым настроем, как и привыкли с молодости. Я горжусь тем, что наш магазин находится в надежных руках хорошего человека и опытного профессионала – Ирины Петровны Жаркевич, которая стала заведующей после меня и работает на этой должности до сих пор».
По окончанию нашего разговора Нина Тарасовна принесла папку, в которой бережно хранятся старые фотографии, газетные вырезки и журналы, где размещались статьи и заметки многолетней давности. Просмотрев этот домашний архив, я увидела, что книжный магазин торгового центра Смолевичского райпотребсоюза в декабре 1973 года был награжден Дипломом III степени на Выставке достижений народного хозяйства СССР, а Нина Тарасовна Агейчик и Лилия Алексеевна Цвилик получили бронзовые медали. В следующем, 1974 году, коллектив магазина наградили Почетной грамотой Верховного Совета БССР. В копилке их трудовых побед грамоты и дипломы Центросоюза, а среди личных наград работников – нагрудные знаки победителей социалистических соревнований. Это только малая часть их достижений.
До сих пор, приходя в гости, у некоторых людей можно увидеть стеллажи с книгами. Иногда хочется взять в руки такую книгу, полистать страницы и вдохнуть запах типографской краски. И сколько бы времени не прошло, какие бы новшества не придумывали изобретатели, никогда не сравнится живая книга с электронной или планшетом. Их, впрочем, и в шкаф не поставишь. Сейчас и в книжном магазине меньше покупателей, все заменил интернет. Тем не менее, очень хочется, чтобы мы, спустя десятилетия, не потеряли гордое звание одной из самых читающих наций.
Наталья ЧАСОВИТИНА.
На снимках: коллектив магазина.
Фото из архива Н.Т.Агейчик.
Информацию читайте в номере 273 – 274 от 25.11.2015 г.