Комитет государственного контроля Минской области в ходе проводимых
контрольных мероприятий за состоянием потребительского рынка на постоянной
основе отслеживает вопросы маркировки контрольными (идентификационными) знаками
реализуемой продукции. Особое внимание Комитета к данному вопросу обусловлено
защитой торгового рынка, а в конечном счете – потребителя от приобретения
некачественного и небезопасного товара.
Для сведения: Контрольные (идентификационные) знаки являются
бланками строгой отчетности, информация о которых подлежит включению в
электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью
защиты и печатной продукции. Данные знаки наносятся на потребительскую
тару(упаковку)товаров, включенных в перечень, производителем (импортером).
(См. фото)
Комитет государственного контроля Минской области в ходе проводимых контрольных мероприятий за состоянием потребительского рынка на постоянной основе отслеживает вопросы маркировки контрольными (идентификационными) знаками реализуемой продукции. Особое внимание Комитета к данному вопросу обусловлено защитой торгового рынка, а в конечном счете – потребителя от приобретения некачественного и небезопасного товара.
Для сведения: Контрольные (идентификационные) знаки являются бланками строгой отчетности, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Данные знаки наносятся на потребительскую тару(упаковку)товаров, включенных в перечень, производителем (импортером).
(См. фото)
Нарушения в данном вопросе выявляются регулярно. При этом особую озабоченность у Комитета вызывают проблемы производства и реализации продуктов питания, особенно – предназначенных для детей. Наличие таких фактов считаем просто недопустимым, поскольку оборот на рынке продуктов питания, нелегально ввезенных на территорию Республики Беларусь, либо произведенных на ее территории и вовлеченных в оборот с нарушениями требований законодательства, чреват причинением вреда жизни и здоровью населения.
Недавний пример: в ходе проверки на складе общественного питания отдела образования Пуховичского райисполкома выявлено более 1000 л соков и нектаров, не имеющих на потребительской упаковке требуемых контрольных (идентификационных) знаков. Данная продукция, (неважно, что белорусского происхождения) предназначалась для детей.
По итогам проверки реализация соков и нектаров сомнительного качества предотвращена, а к их производителю будут применены меры административного воздействия. Соответствующие материалы Комитетом уже направлены в экономический суд Минской области.
Справочно:
Статьей 12.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено, что приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влечет наложение штрафа до 20 базовых величин с конфискацией товаров.
В этой связи Комитет государственного контроля Минской области напоминает руководителям субъектов хозяйствования, индивидуальным предпринимателям (производителям, импортерам и продавцам), что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «Омаркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками», сизменениями и дополнениями, товары, включенные в перечень, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь (далее – перечень), подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками. При этом запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, указанных в перечне, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка.
Покупатели товаров, подлежащих маркировке, также должны осуществлять приемку не только по количеству, качеству, но и на предмет их соответствия требованиям законодательства по его упаковке и маркировке.
Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 №1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243» и включает в себя такие товары как: масло растительное; соки фруктовые и соки овощные; безалкогольные напитки, пиво солодовое, слабоалкогольные напитки; масло моторное; моющие средства для стирки порошкообразные, жидкие и пастообразные; стеклоомывающие, моющие и чистящие средства для стекол; кофе, жареный или нежареный, в т.ч. растворимый; чай; антифризы (в том числе тосолы) и жидкости антиобледенительные; обувь; принтеры для вычислительных машин; вычислительные машины (ноутбуки, планшетные компьютеры; мобильные телефоны; материальные носители (аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски и др.), содержащие фонограммы и (или) аудиовизуальные произведения, в потребительской таре (упаковке; мониторы (втом числе дисплеи, видеомониторы) для вычислительных машин; телевизоры; часы*
*- в части непродовольственных товаров, за исключением, бывших в употреблении.
Покупателям также рекомендуем обращать внимание на маркировку на вышеперечисленных товарах, поскольку ее наличие дает дополнительную гарантию легальности происхождения приобретаемого товара.
Во избежание приобретения некачественной продукции можно воспользоваться информацией о приобретателях бланков строгой отчетности, в т.ч. контрольных знаков, опубликованной в открытом доступе по электронному адресу http://blank.bisc.by. И,если информация об импортере (производителе) совпадает с данными приобретателя контрольного (идентификационного) знака в электронной базе, то это, как минимум, свидетельствует о легальном происхождении товара. Втом случае, если по данным электронного ресурса контрольный (идентификационный) знак аннулирован, либо приобретен не тем лицом (субъектом), которое заявлено в качестве производителя (импортера), то от приобретения данного товара лучше воздержаться.
Отдел контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Минской области.
НА ФОТО: 1. Образец знака на товары, произведенные в Беларуси.2. Образец на импортные товары.
Информацию читайте в номере 115 – 118 от 23.05.2015 г.