Для православных прихожан нашего города минувшее воскресенье стало
по-настоящему праздничным. Это связано с визитом правящего архиерея Борисовской
Епархии Преосвященнейшего Вениамина, епископа Борисовского и
Марьиногорского. Он возглавил богослужение
в храме в честь Минской Иконы Божией Матери. По его завершению нам удалось
пообщаться с Его Преосвященством владыкой Вениамином.
— Ваш визит в наш район уже не первый. Вы принимали участие в
закладке капсулы в основание строящегося храма-часовни в честь Воскресения
Христова на Емельяновском кладбище, совершали богослужения в храмах деревень
Алесино, Задомля. С чем связан Ваш сегодняшний приезд?
Для православных прихожан нашего города минувшее воскресенье стало по-настоящему праздничным. Это связано с визитом правящего архиерея Борисовской Епархии Преосвященнейшего Вениамина, епископа Борисовского и Марьиногорского. Он возглавил богослужение в храме в честь Минской Иконы Божией Матери. По его завершению нам удалось пообщаться с Его Преосвященством владыкой Вениамином.
— Ваш визит в наш район уже не первый. Вы принимали участие в закладке капсулы в основание строящегося храма-часовни в честь Воскресения Христова на Емельяновском кладбище, совершали богослужения в храмах деревень Алесино, Задомля. С чем связан Ваш сегодняшний приезд?
— Мой сегодняшний приезд ни с чем конкретно не связан. Просто возникло желание посмотреть, как проходит церковная жизнь в вашем городе. Я уже посетил храм Николая Чудотворца. Считаю, что приезд архиерея является добрым толчком в развитии церковной жизни. Для меня это возможность пообщаться с прихожанами, помолиться с ними, преподать им благословение, в чем-то, может быть, поддержать духовенство. Анализируя ситуацию на месте, как говорится, дать настоятелю совет и так далее. Это очень важные моменты, на мой взгляд. Мне приятно, что на сегодняшней службе присутствовали прихожане разных поколений. Взрослые люди приходят в храм, приводят сюда своих деток. Это очень хорошо.
— В начале 1990-х годов многие молодые пары, вступающие в законный брак, часто закрепляли его еще и венчанием в церкви. Это было тогда, наверное, больше модой. Сегодня такие таинства совершаются реже? Люди в храм приходят более осознанно?
— Вы знаете, люди во все времена приходили, руководствуясь разными причинами. Кто-то приходит, как говорится, за компанию, кто-то из любопытства, а кто-то просто случайно. Та мода на венчания, которая имела место в девяностых годах, теперь имеет свои последствия. К сожалению, многие семейные пары, не найдя счастья в союзе друг с другом, при разводе подают прошение о том, чтобы их развенчали. Причина в том, несомненно, что люди не до конца осознали всей серьезности и ответственности, с которыми нужно подходить к этому таинству. К тому же, в те годы открывалось много храмов, был какой-то, скажем, большой всплеск или воодушевление, что и подталкивало молодые пары к венчанию. Священникам было довольно нелегко, я думаю. Сейчас мы стараемся сами более планово подходить к подготовке молодоженов к венчанию – проводим беседы, рассказываем о том, какие они на себя берут обязанности, совершая таинство, какая им дается благодать и многое другое. Уже нет такого ажиотажа, а начались более осмысленные поступки. Конечно, сейчас меньше пар готовы связать себя церковными узами брака. С нашими прихожанами, которые хотят повенчаться, мы общаемся в абсолютно другой и спокойной обстановке, без той суеты и спешки, которая была в девяностые годы. Это же касается и таинства крещения, например. Если человек приходит в храм не первый раз, значит, у него уже есть желание, потребность в этом. Возможно, он находит в этом для себя утешение или помощь.
— К сожалению, мы живем в неспокойное время, когда в мире постоянно происходят вооруженные конфликты и погибают мирные люди. В соседней Украине сейчас разрушаются православные храмы, гибнут священники. На ваш взгляд, почему это происходит? Что-то не так с людьми?
— Мне думается, что все эти события – это, опять же, последствия неправильного воспитания и молодежи, и слепое подражание «свободе» Запада, начавшееся в конце восьмидесятых годов и бурно проявившее себя в те же девяностые. Когда появились фильмы, песни, в которых отражались грубость, насилие и многие другие пороки человека, тогда изменились и поступки людей. Понятие «свобода» многие восприняли, как вседозволенность – «можно делать все, что хочу». А правильно или неправильно человек поступает, об этом многие не задумывались. Хотя свобода, по мнению церкви, — это поступки и действия, достойные именно человека, как образа Божьего. Свобода, вместе с тем и ответственность, которая на нас возлагается. Посмотрите, к чему приводит сейчас молодежь, да и многих взрослых людей, вот такое свободолюбие и вольность. Некоторые придерживаются такого принципа, что «нужно вкусить в жизни всего». К сожалению, в нашем обществе есть место наркотикам, пьянству, а их последствия понятны всем. Церковь предупреждает, что есть вещи, которые не нужно и пробовать. Даже говорить о них не полезно человеку, не то, что прикасаться. У нас в стране есть свои хорошие и добрые традиции, которых мы должны придерживаться. Человек обязан понимать, что его предназначение – нести добро, делать свою жизнь и жизнь окружающих его людей лучше. Нужно жить с любовью в сердце. В Украине произошло разделение народа по политическим мотивам, которое привело к тому, что начались гонения на Русскую Православную Церковь и выступления за создания своей, украинской церкви. Хотя, нет такого деления в христианстве, оно неделимо. Господь один на всех. У таких людей воспитана не добродетель, а горделивое отношение к себе, к своему народу и пренебрежение к другим народам. Я думаю, что нужно менять воспитание людей, учить проявлять заботу и милосердие по отношению к ближнему, совершать благие деяния, уметь прощать. Должны менять свои ценности, тогда и не будет разрушенных храмов, убитых и покалеченных людей, не будет такой вражды. Белорусский народ отличается своей толерантностью, доброжелательностью, миролюбивостью, любовью к своей Родине и, в то же время, самоотверженностью и способностью защитить ее в минуты опасности. Это ковалось не только внешними причинами и многочисленными войнами, проходившими на Беларуси, но и тем, что люди придерживались церковной веры. И я верю, что мы не допустим войны и будем жить в мире.
— Нынешний год для нас значимый, так как мы отмечаем 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. К тому же он объявлен Годом молодежи. В связи с такими событиями, хотелось бы услышать ваши пожелания.
— Я бы хотел обратить внимание еще на один праздник для Русской Православной Церкви – тысячелетие со дня преставления равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси и создателя русской государственности, которое будет отмечаться 28 июля в России, Беларуси и Украине. Мы помним о белорусских Святых – Ефросинье Полоцкой, Кирилле Туровском, Святой Блаженной Валентине Минской и многих других. Это духовное наследие, на которое мы должны опираться и его охранять, это Божие благословение в будущем. Историческая память о Великой Отечественной войне также должна храниться в наших сердцах. Мы чтим и помним тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы. И будущее страны, конечно, определяется молодежью. Тем, как она будет оберегать и уважать нашу историю и память, извлекать правильные уроки из прошлого. Хотелось бы пожелать молодому поколению научиться выбирать из всего самое лучшее и строить свое счастливое будущее.
Наталья ЧАСОВИТИНА.
На снимке: богослужение в храме в честь Минской Иконы Божией Матери архиереем Борисовской Епархии Преосвященнейшим Вениамином, епископом Борисовским и Марьиногорским.
Фото автора.
Информацию читайте в номере 119 – 120 от 27.05.2015 г.