В
современном обществе компьютеры внедряются во
все сферы бытия человека. Одна из сфер внедрения компьютерных технологий
в современную жизнь – компьютерные игры. Постоянно растущий масштаб увлечения
молодых людей игровой компьютерной деятельностью стал вызывать справедливые
опасения ученых, педагогов, психологов.

Известно,
что виртуальная реальность является мощным аддиктивным (вызывающим зависимость)
агентом. Выявлено значительное
количество негативных последствий чрезмерного увлечения компьютером: изменения в поведении, мотивации,
эмоциональной сфере, снижение успеваемости, ухудшение физического самочувствия,
трудности в общении с окружающими.
Виртуализация сознания провоцируется погружением в иную, компьютерно —
игровую реальность, стимулирующую создание
упрощенной модели жизни, помогающей уйти от настоящих проблем. Вопрос о том,
какие психологические характеристики личности определяют предрасположенность к
формированию игровой компьютерной зависимости, остается открытым.

Можно
выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных
игр.

В современном обществе компьютеры внедряются во все сферы бытия человека. Одна из сфер внедрения компьютерных технологий в современную жизнь – компьютерные игры. Постоянно растущий масштаб увлечения молодых людей игровой компьютерной деятельностью стал вызывать справедливые опасения ученых, педагогов, психологов.

Известно, что виртуальная реальность является мощным аддиктивным (вызывающим зависимость) агентом. Выявлено значительное количество негативных последствий чрезмерного увлечения компьютером: изменения в поведении, мотивации, эмоциональной сфере, снижение успеваемости, ухудшение физического самочувствия, трудности в общении с окружающими. Виртуализация сознания провоцируется погружением в иную, компьютерно — игровую реальность, стимулирующую создание упрощенной модели жизни, помогающей уйти от настоящих проблем. Вопрос о том, какие психологические характеристики личности определяют предрасположенность к формированию игровой компьютерной зависимости, остается открытым.

Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр.

1.Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему нравится компьютерная графика, факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то – посидеть за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Реализуется неосознаваемая потребность в принятии на себя желаемой роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, в итоге стремление к игровой деятельности становится целенаправленным. Но специфика этой стадии в том, что игра носит скорее ситуационный, чем систематический, характер. Устойчивая потребность в игре не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию зависимости, является новая потребность – играть в компьютерные игры. Стремление к игре – это мотивация, бегство от реальности и принятие на себя определенной роли. Игра принимает систематический характер. И если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, с его стороны возможны активные действия по устранению фрустирующих обстоятельств. Результат: чем больше подросток играет в компьютерные игры, тем больше вероятность перехода на стадию игровой компьютерной зависимости, на которой игра становится одной из самых приоритетных потребностей несовершеннолетнего.

3. Стадия зависимости. По результатам специальных исследований, всего 10-14 % игроков являются заядлыми, т.е. находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями – в ценностно-смысловой сфере личности. Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием человеком контактов с социумом, хотя в основном с такими же игровыми фанатами. Эти люди любят играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация носит в основном соревновательный характер. Социализированная форма игровой зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная. Люди не отрываются от социума, не уходят в себя; их социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, не дает полностью оторваться от реальности, уйти в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий – она может продолжаться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Симптомы возникновения зависимости от компьютерных игр:

— невыполнение обещаний, данных самому себе и близким людям относительно уменьшения проводимого за игрой времени;

— потеря контроля над временем в ходе компьютерной игры;

— утрата интереса к социальной жизни, общению со сверстниками и собственному внешнему виду;

— смешанное чувство радости и вины, а также эйфории и азарта во время игры;

— оправдание перед собой и другими собственного пристрастия;

— раздражительность, беспокойство, ощущение дискомфорта в результате уменьшения времени на игры или отсутствия возможности делать это;

— ухудшение здоровья (нарушение осанки, головные боли, боли в спине, сухость глаз, их покраснение, расстройство сна);

— ощущение одиночества и недовольства собой и окружающими в реальной жизни.

Несколько рекомендаций родителям:

1.Свободное время ребенка должно быть эмоционально насыщено. Предложите ему посещать на выбор: бассейн, тренажерный зал, танцевальный кружок, в соответствии с интересами ребенка.

2.Старайтесь строить отношения с ребенком так, чтобы он мог вам довериться всегда, при любых обстоятельствах.

3.Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я – старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.

4.Умейте признавать свои ошибки и учите этому ребенка.

5.Уважительно относитесь к своему ребенку и его окружению.

6.Показывайте свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который искренне желает ему добра.

Рекомендации по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости.

Необходимым условием успешного преодоления игровой компьютерной зависимости – осознание самим человеком своей проблемы и желание от нее избавиться. Но, как в случаях любой другой зависимости (никотиновой, алкогольной, наркотической), компьютерную чаще всего осознают окружающие (родственники, друзья, знакомые), но не сам геймер (компьютерный фанат). Именно поэтому и обратиться за помощью к специалистам социально – психологической службы должны близкие человека, страдающего от компьютерной зависимости.

В случаях возникновениях в вашей семье сложной жизненной ситуации, неразрешимой проблемы, обращайтесь в ГУ «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения» по телефону «Доверие» 54-1-18 или по адресу: г. Смолевичи, ул. Советская, д. 146, к. 4, понедельник — пятница с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00, за квалифицированной психологической помощью и эмоциональной поддержкой.

Татьяна ДАВЫДОВСКАЯ, психолог отделения социальной адаптации и реабилитации ГУ «СТЦСОН».