«Финансирование строительства жилого дома по льготному
кредиту застопорилось. Помогите» — с такими просьбами, а чаще требованиями люди
звонят на «прямые» линии, приходят на личные приемы и пишут письма в адрес
представителей властей самого разного уровня. И каждому приходится объяснять:
государственная поддержка не может превышать возможности экономики. «Мінская
праўда» выясняла современные законы первоочередности в строительстве
индивидуального жилья.

«Финансирование строительства жилого дома по льготному кредиту застопорилось. Помогите» — с такими просьбами, а чаще требованиями люди звонят на «прямые» линии, приходят на личные приемы и пишут письма в адрес представителей властей самого разного уровня. И каждому приходится объяснять: государственная поддержка не может превышать возможности экономики. «Мінская праўда» выясняла современные законы первоочередности в строительстве индивидуального жилья.

В Минской области в непростой ситуации с выделением кредитных льготных средств на завершение строительства жилого дома оказалось сегодня немало семей. Ситуация сложилась непростая. А для центрального региона – лидера и по объемам строительства, и по льготным кредитам — в особенности.

В июле 2016 года банки предоставили в Комитет по архитектуре и строительству облисполкома списки индивидуальных застройщиков – тех, кому необходимо отдать кредитные ресурсы в первую очередь. Но по непонятной причине более 90 человек, у кого кредитная линия заканчивалась в июле-августе, в эти списки не были включены. После вмешательства председателя комитета Сергея Ивановича Трусова и соответствующих запросов в районные исполнительные комитеты, ситуация была исправлена: 60 застройщикам продлили кредитную линию, а остальным выдали деньги.

Бюджет не резиновый – так было всегда, но в 2012 году экономическая ситуация особенно обострилась. В феврале был подготовлен Указ Президента Республики Беларусь №13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», касающийся изменений в жилищной политике государства. Тогда количество очередников на получение льготных кредитов на строительство в Минской области сократилось примерно на 30%. В списках льготников на тот момент было 18 тысяч 500 человек, а после тщательного пересмотра кредитные договоры были заключены у 14 тысяч 830 жителей. 10 тысяч 363 из них сохранили право на господдержку. Из тех, кто не успел заключить льготные кредитные договоры, но вступил в ЖСК (таких насчитали 3 тысячи 595 человек), на льготное кредитование смогли рассчитывать меньше половины — 1 тысяча 246 очередников.

Претендентов на собственное жилье, которые подпали под действие данного указа и уже открыли кредитную линию, банки согласились докредитовывать. Те же, кто не вписывался в документ, но уже успел открыть кредитную линию, должны строить жилье в пределах открытых кредитных линий.

В то время в Минской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли около 112 тысяч семей.

С 1 марта этого года вступил в силу указ №460, который изменил некоторые нормы в жилищном строительстве. Основные новации связаны с корректировкой указа №13 и направлены на урегулирование вопросов, которые касаются льготного кредитования.

В этом году на строительство жилья по всем источникам финансирования и для всех структур государство выделило Минской области 94,9 млн. деноминированных рублей. В том числе для индивидуального жилищного строительства – 6,43 млн.рублей. В то же время потребность в деньгах у центрального региона для льготного кредитования почти в четыре раза больше. Реалии же таковы, что уже за первое полугодие освоена большая часть выделенной суммы – 65% (4,19 миллиона). Как справедливо распределить среди многочисленных частных застройщиков оставшиеся два миллиона «с хвостиком»?

— Определяем все дома, которые строятся, берем самую большую готовность, подсчитываем сумму, необходимую для завершения строительства. Там, где готовность самая высокая, а сумма небольшая – выделяем средства, — отвечает на вопрос по льготному кредитованию председатель Минского облисполкома Семен Шапиро. – Условно говоря, где надо 10000 рублей – завершаем, где 20 000 – завершаем. Но если только, к примеру, фундамент залит и частично стены возведены, а на завершение надо полтора миллиона – извините. На эти деньги можно 30-40 домов достроить. А может и больше, если разумно подходить. Большая разница, если 200 человек поселится в своих домах или пусть даже многодетная семья из девяти человек. К слову, около 70% женщин, которые ко мне на приемы приходят, сразу говорят: «Я — многодетная мама и мне положено». Люди ждут поддержки и помощи, как мы это и декларировали. И мы их по мере возможности оказываем. Но надо понимать, что сегодня, в условиях непростой экономической ситуации, нельзя рассчитывать только на государственную поддержку.

Еще несколько лет назад льготное финансирование строительства частных домов было исключительно в банковской юрисдикции: люди напрямую с банком согласовывали свои проекты, заключали договоры и решали все сопутствующие вопросы. Однако эта схема дала сбой в результате потрясений на финансовых рынках и общего обострения экономической ситуации. У банков попросту не оказалось достаточно средств для выполнения договорных обязательств. К урегулированию этой проблемы пришлось подключиться органам исполнительной власти. Сегодня деньги на финансирование строительства по льготным кредитам индивидуальных домов распределяют не по очереди, а так же – индивидуально.

— В сентябре прошлого года на мой стол легли первые документы о выделении определенной суммы денег условным ивановым, петровым и сидоровым, — рассказывает председатель комитета по архитектуре и строительству Минскогооблисполкома СергейТрусов. — Я попросил обосновать: почему именно этим людям, а не федоровым, михайловым и костиным? Тут же эти документы отозвали. Сказали, что люди отказались от денег. Но с тех пор я лично курирую этот вопрос. Договор с банками заключен почти у двух тысяч. И у меня есть вся информация: на какую сумму кредит, когда заканчивается срок кредитования, где, что, на какие цели и по каким ценам человек закупает для своей стройки. Были выделены деньги – распределили среди тех, у кого кредитная линия закрывается до 29 июля. Сейчас принимаем документы у тех, у кого договоры заканчиваются в августе. На сентябрь придут другие деньги — понятно, что их надо сначала заработать бюджету. Следующую сумму распределять будем по такому же принципу, скрупулезно прорабатывая каждый случай задержки льготного кредитования частного строительства жилья.

По мнению руководства области, ажиотаж вокруг льготного финансирования строительства частных домов поуляжется, если люди увидят четкость и продуманность действия властей. Это снимет многие вопросы и исключит возможность для малейших махинаций.

Все хотят жить в собственном доме. Но немногие задумываются, что это очень дорогое удовольствие. К жилью нельзя относиться как к мелочи, легко и быстро решаемой. Во многих странах люди из поколения в поколение живут в арендных квартирах и домах — это обычная практика. Взять квартиру в ипотеку или лизинг – тоже варианты получить в собственность желанную недвижимость. Но их мало кто рассматривает. По мнению большинства, каждый человек должен иметь собственный угол, а государство обязано этому всячески способствовать и помогать всеми средствами. Возможно, в свое время имели место завышенные обязательства перед населением, но по объективным причинам реализовать их сегодня взмахом волшебной палочки невозможно.

Алена КОРЕНЕВСКАЯ, редактор отдела общественно-политической жизни и права газеты «Мінская праўда».

Информацию читайте в № 233-236 от 06.08.2016г.