В целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности 23.11.2017 Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» (далее Декрет № 7), призванный придать необходимый импульс развитию предпринимательской инициативы, стимулировать деловую активность граждан и в целом улучшить инвестиционный климат в стране.
Основными положениями Декрета № 7, касающимися вопросов налогообложения, являются следующие.
Установлен прямой запрет на повышение до 2020 г. налоговых ставок и введение новых налогов (сборов, пошлин) (кроме случаев, когда соответствующие обязательства Республики Беларусь предусмотрены международными договорами, а также индексации ставок в рублях в целях их адаптации к инфляционным процессам) (подп. 5.1 п.5 Декрета №7).
До вступления в силу Декрета № 7 мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов (сборов, пошлин) был установлен в виде декларативной нормы.
С 01.01.2018 вправе применять упрощенную систему налогообложения субъекты хозяйствования (подп. 5.2 п.5 Декрета №7):
— оказывающие услуги, связанные с размещением на Интернет-сайте информации, содержащей доменное имя сайга интернет-магазина,
зарегистрированного в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на такой интернет-магазин;
-осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин.
До вступления в силу Декрета № 7 вышеуказанные субъекты хозяйствования не вправе были применять упрощенную систему налогообложения.
Налоговый орган не вправе взыскивать неуплаченный налог, если прошло 5 лет со дня, когда он должен был быть уплачен (за исключением когда проверяемый период проводимой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376) проверки превышает пять лет; когда субъектами хозяйствования предоставлены налоговые декларации с внесенными изменениями и (или) дополнениями) (подп. 5.4 п.5 Декрета №7).
Расчет подлежащего уплате по итогам налогового периода налога (сбора), исчисляемого нарастающим итогом с начала года, производится с учетом излишне уплаченных сумм налога (сбора) независимо от истечения 3-легнего периода со дня такой уплаты (подп. 5.5 п.5 Декрета №7).
До вступления в силу Декрета № 7 зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производился не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
Затраты, произведенные при возведении (возмещении возведения) объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства, безвозмездно переданных в собственность государства, включаются в состав внереализационных расходов у дольщика. Указанные затраты, учтенные в составе внереализационных расходов, учитываются заказчиками, застройщиками, дольщиками при определении суммы убытка, возможной к переносу на прибыль последующих налоговых периодов (часть первая подп. 5.10 п.5 Декрета № 7).
До вступления в силу Декрета № 7 вышеуказанные затраты не включались дольщиками в состав внереализационных расходов. Также они не учитывались заказчиками, застройщиками и дольщиками при определении суммы убытка, возможной к переносу на прибыль последующих налоговых периодов.
В состав внереализационных расходов включается стоимость безвозмездно выполненных заказчиками, застройщиками, дольщиками работ (оказанных услуг, переданных товаров) при реконструкции, ремонте (возмещении реконструкции, ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности государства, в связи с возведением объектов строительства. Такие внереализационные расходы учитываются при определении суммы убытка, возможной к переносу на прибыль последующих налоговых периодов.
До вступления в силу Декрета № 7 заказчики, застройщики, дольщики не учитывали при налогообложении прибыли ни в составе затрат, ни в составе внереализационных расходов стоимость вышеуказанных безвозмездно выполненных работ (оказанных услуг, переданных товаров).
Эксплуатационными организациями, у которых на праве хозяйственного ведения находятся объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, в состав внереализационных доходов не включается стоимость безвозмездно полученных ими товаров (работ, услуг) при реконструкции, ремонте указанных объектов (часть вторая подп. 5.10 п.5 Декрета № 7)
До вступления в силу Декрета № 7 стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг) при реконструкции, ремонте объектов инженерной и транспортной инфраструктуры подлежала включению в состав внереализационных доходов эксплуатационными организациями, у которых находятся такие объекты.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Смолевичскому району.
Информацию читайте в номере 37-40 от 07.02.2018 г.