Работник не вправе в судебном порядке требовать привлечения к материальной ответственности должностных лиц предприятия (учреждения, организации), по вине которых произведены излишние выплаты в связи с незаконным увольнением, переводом, перемещением, изменением существенных условий труда, отстранением от работы.

Статьей 245 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено возложение материальной ответственности на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы, в виде обязанности возместить ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. При этом обязанность возместить такой ущерб возлагается тогда, когда эти действия произведены с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда.

Иными словами, должностные лица, по вине которых произведены вышеуказанные выплаты нанимателем, несут в порядке регресса материальную ответственность за причиненный ущерб.

При этом в судебном порядке могут быть рассмотрены требования нанимателей к работникам о возмещении ущерба, причиненного такими выплатами. Аналогичное требование, заявленное работником к нанимателю, в судебном порядке рассмотрению не подлежит ввиду неподведомственности.

Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда по апелляционному протесту прокурора с прекращением производства по делу в части отменено решение районного суда по трудовому спору между Д. и УП «Б.».

В заявлении суду Д. указала, что вступившим в законную силу решением суда она восстановлена на работе в качестве старшего продавца в павильоне «Л.» УП «Б.». Наниматель ненадлежащим образом исполнил решение суда, без ее согласия изменил существенные условия труда, как в части размера заработной платы и количества дней отпуска, так и в части рабочего места. Кроме того, в отсутствие законных оснований ее должность сокращена и она уволена по п. 1 ст. 42 ТК Республики Беларусь. Наниматель не полностью выплатил ей заработную плату, лишь в части произвел окончательный расчет. Ссылаясь на эти обстоятельства, просила восстановить на прежнее место работы, взыскать заработную плату, средний заработок за время вынужденного прогула и за задержку расчета при увольнении, возмещение морального вреда. Кроме того, за неисполнение решения о восстановлении на работе, просила привлечь нанимателя к материальной ответственности.

Решением районного суда в иске Д. отказано.

Отказывая в иске в части привлечения нанимателя к материальной ответственности, районный суд исходил из того, что к его удовлетворению не имелось оснований, поскольку Д. своевременно и правильно восстановлена на работе по судебному постановлению от 04.05.2020.

По апелляционному протесту прокурора суд второй инстанции решение районного суда в части отказа Д. в удовлетворении требования о привлечении нанимателя к материальной ответственности отменил, производство по делу в указанной части прекратил по п. 1 ч. 1 ст. 164 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, поскольку у истца (работника) отсутствовало право требовать в судебном порядке привлечения должностных лиц УП «Б.» к материальной ответственности.

Прокурор отдела

прокуратуры Минской области            Анжелика Мазовка