22 января 2013 года вступил в силу закон “О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь”. С этой даты банкам запрещено взимать дополнительные платежи (комиссионные и иные) за пользование кредитом сверх указанной в кредитном соглашении процентной ставки.
22 января 2013 года вступил в силу закон “О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь”. С этой даты банкам запрещено взимать дополнительные платежи (комиссионные и иные) за пользование кредитом сверх указанной в кредитном соглашении процентной ставки.
Действие запрета не будет распространяться на кредитные договоры, заключенные по 21 января 2013 года включительно. Нововведение коснется только кредитных договоров, заключенных после вступления в силу поправок в Банковский кодекс, то есть с 22 января 2013 года.
Мера направлена на повышение прозрачности деятельности банков при кредитовании. Стоимость кредита должна определяться процентной ставкой за пользование кредитом.
Теперь дополнительные платежи, если таковые есть, будут сразу включаться в ставку по кредиту. Поэтому по некоторым кредитным продуктам ставки визуально вырастут, фактически оставшись прежними. Прежде всего это коснется так называемых быстрых кредитов — выдаваемых за весьма короткий период времени и с минимальным пакетом документов, требуемых от клиентов. По таким продуктам ставки после 22 января могут подскочить до 100% годовых, прогнозируют эксперты. Вместе с тем, имея возможность сразу видеть реальную ставку, кредитополучатели смогут адекватно оценить свои силы, прежде чем брать дорогой кредит.
Кроме того, теперь банк обязан будет ознакомить (а не просто предоставить возможность ознакомления) кредитополучателя с размером процентов за пользование кредитом до заключения кредитного договора.
Также, согласно новой редакции Банковского кодекса, из существенных условий кредитного договора исключается условие о способе обеспечения исполнения обязательств по нему. Цель — расширение возможностей банков по внедрению новых кредитных продуктов. Кредиты без обеспечения — распространенная банковская практика. Но это высокорисковые банковские продукты, и процентные ставки по ним значительно выше, отмечают в Национальном банке.
Снимается ограничение о возможности установления только одного лимита при кредитовании путем кредитной линии. Станет более прозрачной норма о праве банка отказаться от исполнения обязательств по кредитному договору только при наличии факта неисполнения кредитополучателем своих обязательств по такому договору. Цель этого нововведения — усиление защиты прав кредитополучателей. Обновленным Банковским кодексом также уточнен порядок определения размера процентов за пользование кредитом: с применением фиксированной либо плавающей процентной ставки.
Кроме того, в 2013 году банкам для использования будут рекомендованы разработанные Национальным банком типовые формы кредитных и депозитных договоров с физическими лицами.
Кредитная деятельность Национального банка также регулируется Банковским кодексом. В частности, предусмотрено, что для регулирования денежного рынка и рынка кредитных ресурсов Национальный банк устанавливает размеры процентных ставок по своим операциям и в исключительных случаях — предельные максимальные или минимальные размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических или юридических лиц. В новой редакции Банковского кодекса впервые законодательно определено понятие ставки рефинансирования. Это ставка Национального банка, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служащая основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.
С вступлением в силу новой редакции Банковского кодекса перемены ожидают сферу электронных денег Беларуси. Установлены основные подходы к совершению операций с электронными деньгами, закреплено исключительное право на эмиссию такого рода денег за банками Беларуси. При этом электронные деньги банков могут быть номинированы только в белорусских рублях. Приобрести электронные деньги можно у банка-эмитента или у его агентов. В качестве агентов банков-эмитентов могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами и имеющие счет в белорусском банке.
В настоящее время в Беларуси с электронными деньгами работают ОАО “Белгазпромбанк” (электронные деньги систем EasyPay, “Берлио”), ОАО “Технобанк” (электронные деньги системы “ОАО ”Технобанк» на технической платформе системы WebMoney Transfer), ОАО “Паритетбанк” (электронные деньги систем iPay, “ОСМП”), ЗАО “Кредэксбанк” (электронные деньги CRED), ЗАО “Трастбанк” (электронные деньги iPay), ОАО “Белинвестбанк”, ОАО “АСБ Беларусбанк”, “Приорбанк” ОАО (электронные деньги, доступ к которым обеспечивается посредством предоплаченной карточки, эмитированной в рамках международной платежной системы MasterCard; электронные деньги Belqi).
С 22 января в Беларуси появился новый расчетный документ — платежный ордер, оформляемый банком при осуществлении перевода денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте. Этот расчетный документ является платежной инструкцией, посредством которой банк сможет оформлять банковский перевод в случаях, установленных нормативными правовыми актами Национального банка или договором между банком и клиентом.
Ряд изменений в Банковском кодексе касается также применения банковской гарантии и аккредитива, которые широко используются в международных расчетах. Совершенствуются процедуры государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности. Закон систематизирует и расширяет права Национального банка в сфере надзора. В числе функций Национального банка появится новая — осуществление мониторинга финансовой стабильности. Речь идет о мониторинге финансовой стабильности функционирования финансовых посредников (банков, страховых организаций, иных финансовых организаций), платежной системы и финансовых рынков Беларуси, проведении мониторинга рисков банковского сектора экономики, оценке влияния денежно-кредитной и экономической политики государства на стабильность банковского сектора экономики и отдельных банков. Мониторинг центробанком финансовой стабильности приведет к снижению вероятности возникновения системных банковских кризисов, а также к обеспечению макроэкономической стабильности.
БЕЛТА.
Фото А.ВОЛОДЬКО.
Информацию читайте в номере 19 – 22 от 26.01.2013 г.