О темпераменте футбольных фанатов ходят настоящие легенды: их преданность может навредить любимой команде или наоборот укрепить ее имидж. Не секрет, что отечественные футбольные фанаты также находятся в поле зрения белорусских правоохранительных органов. О специфических любителях футбола уже правомерно говорить как о состоявшемся социальном явлении.
О темпераменте футбольных фанатов ходят настоящие легенды: их преданность может навредить любимой команде или наоборот укрепить ее имидж. Не секрет, что отечественные футбольные фанаты также находятся в поле зрения белорусских правоохранительных органов. О специфических любителях футбола уже правомерно говорить как о состоявшемся социальном явлении.
Футбольные фанаты, безусловно, общественное движение, социальная группа и носитель специфической субкультуры. Термин «фан-движение» правомерно употреблять, в частности, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо футбольный клуб. Каждое фан-движение состоит из определенного числа групп и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группа — это 15-30 человек, выполняющих определенные роли и подчиняющихся установленным нормам. Подавляющее их большинство имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности участников, при их несоблюдении они из этой группы исключаются. У каждого из движений, поддерживающего определенный белорусский клуб, своя специфика, но все они укладываются в рамки общей субкультуры. Поэтому можно сказать, что субкультура — ключевой момент, основание такого явления как футбольный фанатизм.
Было бы ошибочно считать фанатами только группы футбольных хулиганов, что означало бы сузить явление и прицепить к нему лишь отрицательный ярлык. После распада Советского Союза фан-движение стало шириться, а общество более терпимо относиться к нетрадиционным явлениям в нашей жизни. Благодаря чему у нас в стране оно приобрело новые возможности роста. На Западе данное движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период наши граждане почти ничего о нем не знали, фанаты зарубежных клубов остерегались поездок в Советский Союз. Поэтому отечественные фанаты формировались в организованное движение в информационном вакууме. Его развитию способствовали другие общественные движения и субкультуры, представители которых впоследствии также включались в фан-движение.
Несмотря на то, что оно по-прежнему территориально локализовано, по сути лишь в областных городах Беларуси, однако в Минской области характеризуется наибольшим размахом. Движение футбольных фанатов распространено в таких городах как Борисов, Солигорск, Слуцк, Молодечно, Жодино, Дзержинск, Узда и Несвиж. Однако есть оно и в других городах, при том, что подавляющее большинство фанатов Минщины не состоят в фан-группах. Развитая субкультура позволяет им постоянно быть в курсе всех событий, ведущую роль здесь играют периодические СМИ фан-движений и Интернет. Благодаря чему фанаты участвуют во всех коллективных мероприятиях и не чувствуют себя ущемленными.
Выделяются три принципиально разные группы в фан-движении, в частности, так называемые «hooligan’s» или футбольные хулиганы — наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 10-20, реже 30, человек в фан-группе. В движении может быть несколько таких групп — они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты. Это отражается даже в специальной номерной символике. В случае ее потери провинившийся подвергается санкциям, вплоть до исключения из фан-группы. У фанатов с определенной специализацией наиболее жесткие требования и график «работы», «нooligan’s» обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, в которых местные фан-движения враждебны по отношению к ним. И, безусловно, участвовать во всех драках, которые стали неотъемлемым атрибутом движения футбольных фанатов.
Обращает внимание одна особенность — нередко в большие города приезжают группы фанатов из райцентров и поселков, чтобы разделить горечь поражения или победу любимой команды. Как правило, весь их конфликтный потенциал выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения. Однако правоохранители всегда начеку, чтобы предотвратить стычки с применением физической силы.
Особая тема — футбольные фанаты и националистические настроения. В истории довольно много примеров того, что фанаты близки к крайнему национализму. Не исключение и белорусские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи. К примеру, в октябре 2014 года на стадионе «Борисов-Арена» проходил отборочный матч чемпионата Европы 2016 года между сборными командами Беларуси и Украины. Еще до начала матча для разбирательства в Борисовское РУВД было доставлено 34 футбольных фаната, в отношении 22 из них составлено 25 протоколов об административных правонарушениях, с остальными проведены профилактические беседы. Тогда же на подступах к стадиону за расклеивание стикеров, в большинстве нацисткой направленности, задержано трое граждан Украины, в отношении которых составлены административные протоколы. В ходе футбольного матча болельщики Украины скандировали оскорбительные лозунги и речевки, в частности, в адрес руководства Российской Федерации. Решением УЕФА Ассоциация «Белорусская федерация футбола» была тогда оштрафована на сумму 18 000 Евро.
В субкультуре фанатов центральную роль играют так называемые коллективные практики, которые во многом формируют стиль жизни фанатов. Именно это и привлекает большинство участников в их ряды. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль. Конечно, субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества, она со значительным потенциалом агрессии. В будущем агрессивность может увеличиться за счет развития региональных фан-движений и возникновения очагов напряженности, которые повлекут новые «фанатские войны». Потенциальная конфликтность может возникнуть и во взаимоотношениях с силами правопорядка, как это было в странах Западной Европы или Латинской Америки.
Тем не менее, субкультура фанатов легко уживается с другими субкультурами, в основном музыкальными, что облегчает вербовку ресурсов. Она не пытается их ассимилировать, что не создает конфликтов с этими субкультурами. За счет универсальности она способна сохранить свои прежние ценности, если можно так характеризовать, и адаптироваться к новым социальным условиям.
ООПП СМОЛЕВИЧСКОГО РОВД.