Мужчина «повелся» на уловки мошенников и лишился денег

Житель Смолевичского района стал жертвой схемы кибермошенничества, его обманули на 4000 рублей.

С Иваном Ивановичем (имя изменено, – прим. автора) мы встречаемся на допросе в кабинете у следователя Смолевичского РОСК капитана юстиции Алексея Батуро. Дрожащим голосом мужчина рассказывает, как в один из апрельских вечеров увидел в Вайбере пропущенный звонок из банка.

– Утром я решил перезвонить. Слышал, что сейчас распространены мошенничества в интернете, а тут увидел пропущенный звонок из банка и думаю: нужно узнать, что случилось. «Сотрудница банка» ко мне обратилась по имени и отчеству и вежливо рассказала, что с моего банковского счета пытались списать денежные средства, – рассказывает мужчина. – Я обратил внимание, что номер абонента, с которым мы разговариваем, российский. Но в тот момент больше переживал за сбережения. Меня переключили на другого «специалиста», и он предложил мне следующую схему: чтобы избежать хищения, мои деньги переведут на счет моих знакомых или родных. Я вошел в мобильное приложение банка через ноутбук, а специалист мне подсказывал, что нужно делать. Параллельно на телефон мне приходили сообщения с какими-то кодами для операций, эти коды я озвучил молодому человеку. Кажется, я больше ничего не называл.

– А вы обратили внимание, что в смс-сообщениях, которые вам приходили, указано, что этот код нельзя никому сообщать, даже сотрудникам банка? – интересуется у Ивана Ивановича следователь.

– Видел, но ведь такое сообщение приходит всегда. А я был уверен, что разговариваю с сотрудником банка и ситуация, как мне казалась, критическая… В общем, я растерялся, – с сожалением в голосе отвечает мужчина.

– Но ведь в этот раз лично вы не проводили никаких операций, а смс-сообщение вам пришло, получается, что кто-то проводил эти операции за вас, – поясняет следователь.

– Вообще, наш разговор длился долго – около часа, по ту сторону было шумно, будто бы в офисе, молодой человек был вежлив и обходителен. Но в какой-то момент я решил позвонить с другого телефона сыну, – делится Иван Иванович. – Набрал ему, обрисовал ситуацию и он сказал, что это мошенничество, и чтобы я срочно прекращал беседу и не проводил никаких банковских операций. Я так и сделал, но оказалось уже слишком поздно. Мои сбережения с трех карточек были списаны…

После рассказа Иван Иванович просит помочь удалить ему «банковский» чат в Вайбере. Признается, что хочет забыть о произошедшем и надеется, что злоумышленников найдут. Следователь объясняет, что возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 212 (Хищение путем использования компьютерной техники) УК РБ и будут проводиться мероприятия по установлению личности мошенников.

На прощание Иван Иванович говорит, что оказался слишком доверчивым:

– У меня ослаб самоконтроль, не повторяйте моих ошибок, – добавил потерпевший. – Будьте очень осторожны.

– Звонок из «службы безопасности банка» на сегодняшний день – одна из самых распространенных мошеннических схем. Работает безотказно: мало кто успевает сориентироваться, когда тебя уверяют, что деньги вот-вот уйдут. К тому же аферисты прекрасно мимикрируют под сотрудников службы безопасности. Они знают не только паспортные данные владельцев карт, но и остаток на счете, могут назвать, в каком банкомате вы в последний раз снимали деньги, – поясняет следователь. – Чтобы не стать жертвой телефонных мошенников, необходимо проявлять осторожность: нельзя никому передавать свою банковскую карту и полные ее данные, пароли от мобильного и интернет-банкинга, данные CVV-кода (трехзначный код на оборотной стороне банковской карты) или проверочный код из SMS-сообщения. Если вам звонит человек, представляющийся сотрудником банка, положите трубку. Ведь второпях вами правят эмоции, а не разум. Мошенники играют на нашем страхе потерять деньги: в минуты стресса мы принимаем быстрые и необдуманные решения. Перезвоните в банк по телефону службы клиентской поддержки, чтобы уточнить информацию. Важно не перезванивать по тому номеру, с которого вам позвонили. Наберите номер банка, указанный на его официальном сайте или обороте карточки. Не забывайте, что настоящему сотруднику банка не нужна информация о номере вашей банковской карты и комбинации паролей. Подключите услугу дополнительной безопасности 3D-Secure (добавочное подтверждение операций, совершаемых в Интернете). Не доверяйте слепо SMS-сообщениям. Не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». Присматривайтесь к написанию названия сайта и наличию отметки, что сайт безопасен. В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию.

Важные правила от следователя Алексея Батуро:

1.Не верьте тем, кто представляется по телефону сотрудником банка, и соблюдайте повышенную осторожность.

2.Никому не предоставляйте сведения ваших карт.

3.Ни в коем случае не устанавливайте новые приложения на телефон по просьбе «сотрудников банка».

4.Не переходите по ссылкам из сообщений «из банка».

5.В непонятной ситуации сами звоните в банк по официальному номеру телефона и уточняйте информацию.

6.Не удаляйте переписку с мошенниками

Лидия СУДНИКОВИЧ.

Фото автора.