В Смолевичах прошел региональный этап проекта «100 идей для Беларуси» Белорусского республиканского союза молодежи. В нем принимали участие представители молодежи  Держинского, Минского, Червенского и Смолевичского районов.

Насыщенная программа конкурса не позволила скучать ее участникам – оформление выставочной площадки, волнительная защита проекта перед экспертным Советом и долгожданное подведение итогов на несколько часов захватило внимание молодежи, занятой развитием науки и техники в нашей стране.

Проекты инициативной молодежи, нужно отметить,  были весьма разнообразны. Так, к примеру, учитель физики и информатики ГУО «Плисская средняя школа им. В.А.Микулича» Александр Дмитриевич Рубанов, который уже признавался победителем республиканского конкурса инновационных проектов в номинации «Лучший молодежный инновационный проект», представил свою новую разработку – приложение «Электронное сопровождение учебника по физике». На создание данного приложения его подвигло другое приложение, которое он активно использовал во время обучения на курсах вождения. Именно тогда и возникла идея создать подобный «инструмент», чтобы теоретическая часть учебника всегда находилась под рукой в электронном варианте. Для этого достаточно открыть мобильное приложение и повторить нужный параграф, необходимый раздел и конкретные вопросы по данной теме. В итоге Александр Дмитриевич начал разработку такого приложения.

 – Его суть такова, – говорит Александр Рубанов, – для каждого класса по физике, в частности, для каждого конкретного учебника пишется приложение, где темы – это непосредственно параграфы, после которых идет определенное количество вопросов. В учебниках, как правило, их немного, по пять–семь вопросов. В приложении предложены вопросы, даются варианты ответов, где ученик должен выбрать правильный. После того, как ученик проходит тест по вопросам параграфа, выдается статистика, где показывается, в чем он ошибся или нет, что стоит повторить.

Теорию в приложение  «Электронное сопровождение учебника по физике» включать не планируют. Из текста будут включены текстовые части, касающиеся ответов на вопросы.

Разумеется, в приложении базовых вопросов будет недостаточно, поэтому планируется включить дополнительные, по изучаемой теме. Кроме этого, в приложении будет система уведомлений. Изучение каждой темы занимает определенный промежуток времени, поэтому, как только в него будут загружаться дополнительные вопросы, об этом приложение будет уведомлять.

Сегодня приложение находится на стадии наполнения, туда постоянно включаются новые вопросы, прорабатываются отдельные моменты.  Данное приложение, прежде всего, направлено на стремление учеников к самоконтролю, самостоятельной проверке знаний.

Еще один проект от Смолевичского района представила учащаяся ГУО «Плисская средняя школа им. В.А.Микулича» Виктория Рагожина. Суть проекта «Школьный психолог» — диагностическое тестирование в Excel. Предпосылкой к его созданию послужило тестирование профориентационной направленности, которое проходили учащиеся Плисской школы. Так как учеников много, то обработка результатов затянулась, и в этот момент возникла идея проводить диагностику в электронном виде.

– Сначала мы проанализировали бумажный вариант текста, – рассказывает Виктория Рагожина, – узнали, каким образом происходит анализ результатов, и, как оказалось, здесь все зависит от возраста и пола, увидели, что бланки ответов очень сложные. Далее создали лист с вопросами и полями для ввода данных, сформировали удобный лист для вывода результатов на печать. Самым сложным моментом оказалось «научить» компьютер обрабатывать результаты и выводить ответы, указав на зависимость пола и возраста. Для этого нами было написано несколько макросов на языке Visial Basic и созданы большие и сложные формулы для расчетов результатов теста. Для прохождения тест находился в открытой сетевой папке. Во время первого выполнения теста были выявлены незначительные ошибки, которые быстро исправили прямо по ходу тестирования. Результаты отправили на печать, таким образом, менее чем за урок у нас были готовы диагностические карты.

Для того, чтобы понять, насколько востребованными и полезными оказались тесты, большим сообществам школьных психологов было предложено поработать с ними в Интернете и рассказать о результатах. Отзывы были положительными и, как оказалось, проблема тестирования сегодня актуальна для стран СНГ.

Разработчики решили не останавливаться на достигнутом. Поскольку для того, чтобы дать качественную оценку профессиональным склонностям учащихся, одного теста оказалось мало, поэтому разработали комплексный тест по профориентации, который включает в себя пять диагностик и позволяет детально изучить способности и предпочтения каждого ученика. В данном случае были использованы все наработки из предыдущих тестов и дополнены новыми походами и методами. Данный тест позволяет экономить несколько часов времени.

Сегодня разработчики и дальше продолжают проводить тесты. По просьбе психологов создали страничку в Интернете, где есть эти тесты. Для каждого теста написана инструкция, создано видео, даны пояснения и рассказаны нюансы выполнения. В планах у разработчиков – упрощение работы с тестом, сохранение и отправка результатов на сервер, создание базы актуальных и наиболее часто используемых тестов и диагностик, перенос тестов в Интернет.

 Не менее впечатляющими были и остальные проекты. Так, учащаяся 10-го класса ГУО «Гимназия № 1» Держинска Виолетта Соколовская представила исследование влияния ранневесеннего подогрева пчелиных ульев на пчелосемьи и медосбор. У ее дедушки есть пасека и, чтобы повысить весенний медосбор, они решили индивидуально отапливать каждый улей. Как оказалось, это более экономично в плане энергопотребления. Обогреватели сделали сами. По результатам исследования ранневесенний подогрев ульев положительно сказался на развитии пчелосемей, слабые пчелы в своем развитии практически догнали сильные семьи, в ульях с обогревом было собрано на сорок килограммов меда больше, общая прибавка в весе пчелосемей составила на пятьдесят килограммов больше. Эти и другие показатели доказали эффективность раздельного подогрева ульев.

Учащийся этой же гимназии Максим Жидович рассказал об исследовании магнитного поля, генерируемого движущим транспортом, а мастер производственного обучения ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей» Артем Кривопуст представил бустер для помывки радиаторов и теплообменников ППУ-5  «Цунами». «Вкусную» работу представили учащиеся учреждения образования «Минский государственный областной колледж» Анастасия Харпмецкая, Анна Филюта, Ирина Марчук и Александра Прокопович. Они рассказали экспертному Совету о производстве йогурта с наполнителем, в качестве которого выступает клюква – ягода, практически не используемая производителями данного продукта, и угостили всех присутствующих своей продукцией, которая, нужно сказать, ничем не уступает известным торговым маркам.

Экспертный Совет, в состав которого вошли заместитель председателя Смолевичского райисполкома Игорь Ильич Кузнецов, председатель  районной организации профсоюза работников образования и науки Лариса Всеволодовна Лапутько, и.о. первого секретаря Смолевичского районного комитета общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» Каролина Александровна Горощик, начальник Центра банковских услуг №508 города Смолевичи Татьяна Михайловна Масловская, ведущий специалист отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Смолевичского райисполкома Наталья Николаевна Шидловская, подвели итоги регионального этапа республиканского конкурса, где все шесть проектов получили сертификат для участия в областном финале.

Наталья ТЫШКОВСКАЯ.

Фото автора.