В стране продолжается работа диалоговых площадок и общественных приемных. В обсуждении будущего страны активное участие принимают люди разных профессий и социальных групп. Важно услышать мнения всех. О том, какие вопросы сегодня поднимаются гражданами, — беседа с первым проректором Академии управления при Президенте кандидатом экономических наук Валерием Бороденей.
— Валерий Анатольевич, какие звучат предложения по поводу нашей экономической политики на ближайшие годы?
— Я участвовал в работе диалоговой площадки под названием «Экономика и бизнес». Во всем мире сейчас ситуация не самая лучшая. Оказывают свое влияние последствия пандемии и всех тех процессов, с которыми мы раньше не сталкивались. Тем не менее это большой опыт, и большинство участников обсуждений пришли к выводу, что глобальных проблем белорусская экономика не испытывает. Все предложения обобщаются и передаются в республиканские органы для подготовки их к обсуждению на Всебелорусском народном собрании. В Минске было шесть подобных тематических площадок: кто-то обсуждал конституционное строительство, кто-то — местное самоуправление, молодежную политику и т.д. Академия управления была задействована в работе всех площадок, и специалисты давали предложения по всем направлениям. Причем сразу же окончательные решения не принимались, площадки выступали лишь агрегаторами мнений.
— В обществе высказываются порой полярные мнения о стратегии партийного строительства в стране. Есть ли опасность, на ваш взгляд, в отказе от мажоритарной системы выборов?
— Например, многие выступают за развитие пропорциональной, или смешанной, системы выборов. Другая часть инициативных граждан утверждает, что, для того чтобы утвердить такую систему, партиям необходимо доказать свою состоятельность. Мировая практика свидетельствует: если партия получает, например, 5 % представительства, то только тогда ее ставят на учет. Надо стремиться избежать ситуации, которая возникла в Украине или России, когда партии фактически монетизировались. Это значит, что у кого больше денег, тот и будет иметь возможность наиболее успешно продвигать свое объединение. Многие выступают против такого подхода, мотивируя тем, что это не наш путь. Действительно, Беларусь не должна превращаться в страну для избранных толстых кошельков, а путь олигархизации вообще никогда не был для нее характерен. Обсуждая вопрос целесообразности перехода от мажоритарной системы выборов к смешанной, надо знать, что это влечет изменение всего массива законодательства. Например, финансирование парламентских партий из бюджета. На каком основании это делать и правильным ли будет давать средства партиям, которые объединяют менее 0,1 % всего населения? Это непростые процессы, и многие вопросы взаимосвязаны.
— О чем говорят предварительные итоги дискуссий?
— Большинство из тех, кто принял участие в общественном обсуждении, едины во мнении, что социально ориентированную модель развития Беларуси, закрепленную в Конституции, необходимо сохранить. В центре внимания должен оставаться человек и его потребности, а государству необходимо продолжать ориентироваться на поддержание социальных стандартов. Это та черта, которая выделяет Беларусь на международной арене. Также был признан удачным недавний опыт работы над апгрейдом Налогового кодекса. При активном участии бизнес-сообщества этот документ в короткие сроки был переработан. Сегодня уже никто не сможет сказать, что у нас неправильная или невнятная налоговая система. Тем более она не может являться препятствием экономическому развитию. Надо понимать, что сбор налогов — один из инструментов социальной направленности государства. Высказывались предложения и по совершенствованию работы контрольных органов, но эта область представляется одной из тех, которые должны быть предметом особого внимания постоянно.
— По поводу процесса совершенствования Конституции существует несколько мнений. Одно из них — все необходимые перемены в общественной жизни можно сделать, и не затрагивая текст Основного Закона страны.
— Конституция — самый главный государственный закон, который определяет систему общих ценностей. И в такого рода документах не бывает конкретных методических рекомендаций по определенному развитию страны. Основной Закон — это вершина пирамиды госстроительства. И перед нами стоит задача не только по его изменению, но и формированию ценностных установок — то есть как мы видим устройство нашего общества. А это повлечет пересмотр всего массива законодательства, может быть, даже его упрощения, чего многие люди тоже хотят. Надо исходить из того, что мы должны предложить нашему государству такое устройство, которое будет обеспечивать его устойчивый суверенитет, развитие и возможность услышать каждого человека.
МНЕНИЯ
Сергей Сивец, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству:
— Наша задача сейчас — найти общественную парадигму перемен, о которой так много говорится. И работа, которая проводится на диалоговых площадках, нацелена именно на это. В процессе общественного диалога необходимо найти золотую середину. Она должна быть во всем, не только в праве, но и в трудовых и общественных отношениях. Важно развиваться не путем потрясений или революций, которые могут концептуально изменить нашу жизнь. Как показывает история, такого рода изменения были трагическими. В частности, достаточно вспомнить события в стране после развала Советского Союза. Многие помнят, что в то время также звучали лозунги и призывы к переменам. Живы в памяти и последствия, к которым это привело. В этой ситуации мы должны включать критическое мышление. Ведь история развивается по спирали. Не нужно наступать на грабли, на которые однажды в истории наступали. Стоит ли все ломать и заново выстраивать конструкцию государственности, которая позволяет обеспечить элементарные базовые ценности: безопасность, возможность трудиться, иметь крышу над головой?
Дмитрий Ярошевич, заместитель министра экономики:
— Продолжается подготовка системных мер на среднесрочную перспективу, которые лягут в основу Программы социально-экономического развития на 2021—2025 годы. Это в первую очередь госпрограммы (25 проектов сейчас проходят обсуждение и согласование) и программа деятельности Правительства, которая будет предусматривать изменение институциональной среды, направленное на улучшение условий жизни наших граждан. Традиционно одним из основных является социальный блок. Это вопросы, которые волнуют всех граждан: доходы, цены, качество и доступность здравоохранения и образования. В программе также будет затронута тема совершенствования инвестиционного климата, условий для работы бизнеса. Особый акцент будет сделан на государственном секторе экономики, поскольку накоплены некоторые проблемы, которые мы настроены в кратчайшие сроки разрешить. Запланировано также обсуждение на диалоговых площадках. Затем программа будет рассмотрена на Всебелорусском народном собрании. Думаю, поступят еще предложения. Все они будут проанализированы, включены в окончательный проект программы и затем направлены Главе государства на утверждение.
Мария Гладун, председатель Брестского городского Совета ветеранов:
— Мы обсуждали то, что нам более понятно и близко, — партийное строительство, преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы, молодежную политику. Но в Конституции 146 статей, есть такие, которые требуют внимания и предложений со стороны профессионалов своего дела. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо продолжить дискуссии, но в отраслевом направлении, трудовых коллективах. Реформа Конституции — дело очень серьезное. Не должна быть реформа ради реформы в угоду кому-то. Она должна быть хорошо продуманной, взвешенной, потому что это не тот случай, чтобы рисковать. Нам нужно выйти на лучший вариант, если что-то реформируем. Возможность и желание высказаться на диалоговых площадках есть. И хорошо, что срок проведения этих дискуссий продлен.
Вероника Гудкова, первый секретарь Гомельского областного комитета ОО «БРСМ»:
— Мы делаем многое, чтобы сохранить привычные для белорусов стабильность и спокойствие. Проводим открытые диалоги, участвуем в диалоговых площадках, на которые приглашаем всех желающих, и в первую очередь молодежь. Здесь каждый может пообщаться, высказать свое мнение, поучаствовать в дискуссии. Именно здесь, на диалоговых площадках, а не на улицах, можно взглянуть на обсуждаемые темы с разных ракурсов. Такие мероприятия под общим названием «Беларусь — это мы!» организуем как в масштабах области, так и на местах. Это важно, потому что именно молодежи строить будущее нашей страны. Во время второй волны пандемии, как и весной, волонтеры БРСМ помогают пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны и одиноким гражданам. Они приходят к ним, оказывают знаки внимания, доставляют продукты и необходимые лекарства. Самое главное — мы уверены, что вместе все преодолеем, переживем все невзгоды. Наша Беларусь и дальше будет динамично развиваться под мирным и спокойным небом.
https://www.sb.by/articles/otkryty-dlya-predlozheniy-sobranie.html