В образовательный процесс надо привносить больше креативности. Такое мнение выразил корреспонденту БЕЛТА ректор БГУ, доктор педагогических наук, профессор Андрей Король во время VI Всебелорусского народного собрания.

Ректор подчеркнул, что требование времени — современные подходы в образовании. «Сегодня для всего человечества одной из главных является проблема слышимости друг друга, — считает Андрей Король. — Человек плохо слышит других, потому что не слышит себя. К тому же ускоряющийся ритм жизни приводит к потере внутреннего пространства и смыслов человека. Это приводит к повышению степени однородности и одинаковости людей в обществе, формированию массового человека».

Как педагог, он видит «причину этих явлений в информационном подходе в образовании, при котором информация как опыт человечества передается от учителя к ученику». «Такая тактика ведет к монологичности, стереотипности мышления и поведения ученика. Он уже не способен выйти за свои пределы, посмотреть на себя со стороны и креативно действовать в нестандартной ситуации. В нем формируется навык сбора опыта человечества, по сути, «правильной» и одинаковой для всех информации. Но все ученики разные, а вынуждены давать одинаковые ответы», — продолжил делегат.

По его мнению, одинаковость приводит к потере уникальности личности. «Эффективной альтернативой вижу другой подход в образовании, диалоговый, ориентированный на открытие учеником самого себя, своих смыслов, целей, вопросов, возможность производить свой продукт, а не заимствовать чужое», — отметил Андрей Король.

«Образование — это не сумма наук или опыт, передаваемый человеку. Нельзя передать знания или опыт — их можно вырастить изнутри, — считает ректор. — Образование должно быть направлено на то, что нужно человеку, на выявление, раскрытие и реализацию его потенциала сообразно его миссии и предназначению».

Андрей Король рассказал, что в БГУ реализуется система креативного образования, при которой каждый студент может раскрыть свой потенциал, проявить себя и самореализоваться. Это уже выстроенная система. Регулярно проводятся семинары по формированию эвристических качеств педагога, способного индивидуализировать процесс подготовки студентов и создать условия для раскрытия его творческого потенциала. Функционирует также межвузовский портал «Методология, содержание, практика креативного образования», на всех факультетах внедряют креативные формы обучения, работает «Педагогическая мастерская онлайн-обучения. «К слову, последний проект стал результатом оперативного реагирования на новые условия и реальность, вызванные пандемией», — продолжил Андрей Король.

Он также коснулся дистанционного обучения: «Это, прежде всего, образование, а потом технологии. И здесь очень важно при сохранении непрерывности процесса не потерять в качестве. Нельзя в натуральную величину перенести содержание, формы, методы очного обучения в «дистант» — по ту сторону компьютера или смартфона. Дистанционному обучению нужны инновационные технологии, заточенные на коммуникацию и исследование, раскрытие креативных качеств студента, его потенциала и таланта. Студент не будет механически копировать «чужую» информацию, а создаст свой образовательный продукт, не похожий на результат одногруппника».

В БГУ удалось во время пандемии сохранить качество образования. «Мы были готовы технически и методически. У нас третий год работает образовательный портал БГУ. Это не накопитель учебных материалов. Здесь ежедневно проводится 1580 занятий в режиме видеоконференций, идет сопровождение свыше 7,6 тыс. дисциплин, работает «Педагогическая мастерская онлайн-обучения», форум «Вопросы-ответы по Moodle». Размещен банк творческих, эвристических, исследовательских заданий с 15 тыс. наработок и более чем 500 авторскими методическими разработками», — сказал ректор.

По его мнению, креативная система обучения позволяет студентам открыть себя, развить свои личные качества, научиться ставить цели, задавать вопросы, рефлексировать. «Суть этого подхода в том, что студент вначале изучает объект окружающего мира, культуры, искусства, создает свой субъективный промежуточный результат и потом сравнивает его с культурно-историческим аналогом. Сравнение «своего и чужого» позволяет посмотреть на себя глазами других людей, увидеть свою уникальность и особенность. По сути, на онлайн-платформе при условии наличия образовательных инноваций мы индивидуализируем обучение и сохраняем его качество»,- резюмировал доктор педагогических наук.