В последнее время в связи с ростом рождаемости детей с нарушениями
аутистического спектра этой проблеме стало уделяться намного больше внимания.
Появилось много нужной и «ненужной» литературы, разобраться и понять которую
подчас не под силу даже специалисту. Данная информация подскажет родителям, на
что стоит обратить внимание, когда рождается малыш, и как действовать дальше,
если все же вас что-то насторожило.
В последнее время в связи с ростом рождаемости детей с нарушениями аутистического спектра этой проблеме стало уделяться намного больше внимания. Появилось много нужной и «ненужной» литературы, разобраться и понять которую подчас не под силу даже специалисту. Данная информация подскажет родителям, на что стоит обратить внимание, когда рождается малыш, и как действовать дальше, если все же вас что-то насторожило.
На сегодняшний день существует множество причин возникновения аутизма. До сих пор некоторые ученые основными факторами считают последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций. Другие относят аутизм к группе детской шизофрении.
Возможно, важную роль играет некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, низкий порог возникновения тревоги. В результате воздействия каких-то неблагоприятных внешних факторов, в том числе недостаточности эмоционального контакта с матерью. Но в одном ученые сходятся: аутизм — это целый комплекс расстройств.
Хочется разрушить миф о том, что данное заболевание можно диагностировать еще во внутриутробном развитии ребенка. К сожалению, это не так. Не идите на поводу у людей, утверждающих обратное. Первые симптомы можно увидеть только после рождения ребенка. Стоит обратить внимание, что кроха не имеет комплекса оживления, который есть у детей первого месяца жизни, эмоционально слабо реагирует на близких людей, вплоть до полного безразличия. Мимика ребенка-аутиста эмоционально не окрашена, может не наблюдаться контакта глаза в глаза. В некоторых случаях эти дети агрессивны, причем, агрессия чаще всего направлена на себя (аутоагрессия). Так же слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми. Чем дальше, тем больше симптоматика аутизма проявляется у ребенка и пугает родителей.
Движения малыша характеризуются стереотипиями: они могут повторять одни и те же движения (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).
То же касается и речи ребенка с аутизмом: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Чаще о себе говорит в третьем лице. Разговаривая при малыше, родителям кажется, что ребенок не понимает, о чем они говорят, не запоминает. На самом деле это не так. Малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию.
В повседневной жизни эти дети страшатся незнакомых, непонятных звуков, пылесоса, кофемолки, электродрели, стараются их избегать. Но, в то же время, привыкают к вещам и очень не любят, когда что-то меняется. Они определенным образом «общаются» с вещами, если этот порядок нарушается, у них появляется очень сильная тревога. Тревога — мучительна, но с ней можно бороться.
В заключение хочется отметить, что не каждый ребенок-аутист обладает нарушениями, которые описаны здесь. Как мы знаем, существуют исключения из правил. Мы всего лишь попытались сориентировать родителей в информационном потоке.
Если у вас возникли вопросы по поводу развития вашего ребенка, вы всегда можете обратиться за помощью к врачу–неврологу, психиатру вашей поликлиники, а так же вас ждут в Центрах коррекционно–развивающего обучения и реабилитации.
Т.В. РОМЫШ, педагог-психолог ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Смолевичского района».
Информацию читайте в № 105- 108 от 13.04.2016г.