Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает всё большую активность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и ближайшего его окружения, особенно, страдают дети.
Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает всё большую активность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и ближайшего его окружения, особенно, страдают дети.
Так ребёнок, который растёт в семье, где родители злоупотребляют спиртным, возлагает на себя различные роли:
1) «герой семьи» — постоянное стремление «героя» нравиться и заслужить одобрение, особенно в семье, мотивируется крайне низкой самооценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том, чтобы всё делать идеально и нести ответственность за происходящее;
2) «козёл отпущения» — внешне проявляют низкую самооценку деструктивным (асоциальным) поведением. Они готовы оскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольство собой. Несмотря на их желание быть другими, дети становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят;
3) «потерянный ребёнок» — страдает от постоянного одиночества, ощущения неадекватности в сравнении с другими. Их низкая самооценка мироощущения заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми;
4) «фамильный талисман» — постоянно стремиться привлечь к себе внимание своим юмором, нежностью, болезнью.
Если ребенку приходится действительно брать на себя часть обязанностей главы семейства, например, в случае если отец умирает от пьянства, то 9-летний не чувствует себя комфортно в роли взрослого. Он испытывает гнев и раздражение, оттого что приходится заботиться о матери. Став взрослым, он может сказать: «Меня ужасно бесит, что у меня не было детства».
Малыш привыкает ублажать окружающих, доставлять им удовольствие и страстно ожидать одобрения от них. Если же одобрение не приходит, он становится раздавленным, возможно, злым. Источник же гнева следует искать еще в том времени, когда этому ребенку приходилось брать на себя несвойственную его возрасту заботу о семье.
Дети в семьях алкоголиков чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Дети становятся родителями своих пап и мам, прикрывают собой дезорганизацию семейной жизни.
Позднее у этих детей появляется смутное чувство того, что они упустили что-то важное, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитавшуюся им долю внимания, радостей. Будучи 30-летними и даже 40-летними, они ощущают себя псевдовзрослыми. Они не наигрались.
Становиться взрослым раньше времени просто несправедливо. Появляется чувство, что тебя обокрали. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью…
Так, например, в отделение детского социального приюта привезли детей-дошкольников, родных братьев и сестру. При разговоре и наблюдении за семьёй было установлено, что девочка в семье выполняла роль «матери» по отношению к свои младшим братьям, она смотрела за ними, заботилась о них. Даже спустя месяц нахождения в приюте, дети не смогли адаптироваться к новым условиям. Девочка по-прежнему следила за каждым движением своих братьев, заботилась об их внешности, всегда отвечала за них. В разговоре сказала, что она не хочет домой, там плохо, а здесь, в приюте, ей хорошо, несмотря на то, что чувствует себя некомфортно. А ведь этой девочке всего четыре года, а уже её «нерадивые родители» отняли у неё детство, а ей ещё расти и расти, а воспоминания о прошлом останутся с ней навсегда.
Однако, есть и такие взрослые дети алкоголиков, которые, напротив, становятся «сверхзвездами» — достигают больших успехов. Но позднее и у них, таких благополучных на первый взгляд, может развиться, например, депрессия на третьем десятке жизни либо зависимость от психоактивных веществ или игромания…
И, тем не менее, немало детей из алкогольных семей остаются здоровыми, психологически зрелыми и вполне удовлетворены своей жизнью!
Юлия БАКУНОВИЧ, педагог-психолог ГУО «Смолевичский социально-педагогический центр».
Информацию читайте в номере 124 – 127 от 4.06.2011 г.