Какой только обуви не увидишь на ногах у школьников младших классов: туфли, кроссовки, кеды, сандалии, босоножки… Представлены всевозможные варианты разных цветов и материалов. Но опытному взгляду заметно сразу, чьи родители подошли к вопросу выбора тщательно и со всей ответственностью, а кто положил в пакет для «сменки» первую попавшуюся на глаза пару. Если на ногах у школьника чешки или шлепки, то мама, скорее всего, просто не понимает, какой опасности подвергает своего ребенка, создавая условия для неправильного формирования стопы.
Помните, обувь необходимо подбирать строго по размеру и назначению: в то время как одна пара обуви в конкретной ситуации благотворно влияет на состояние здоровья ребенка, другая ему попросту вредит.
Проблема правильного выбора подходящей обуви для школьника является особенно актуальной в связи с тем, что ребенок проводит в ней практически целый день. Обувь влияет на формирование стопы и осанки, от нее зависит самочувствие и настроение ребенка. Неправильно подобранная может стать причиной плоскостопия и способствовать развитию других заболеваний.
Плоскостопие связано, как правило, с нарушением рессорной функции стопы, снижающей силу толчков и удары при ходьбе, беге и прыжках. Дети начинают жаловаться на быструю утомляемость, головную боль, боль в голени и стопе. Со временем происходят и более серьезные нарушения здоровья.
К счастью, плоскостопие поддается лечению, если на него вовремя обратить внимание. Но болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому к выбору сменной обуви для школы подходите ответственно. Не забывайте, что большую часть времени в школе ребенок носит только ее.
Какая же обувь не подходит в качестве сменной для школы? Cо слишком мягкой подошвой (чешки, кеды предназначены для спортивного зала и не амортизируют ногу при ходьбе), любая обувь без задника (поскольку плохо держится на ноге и при быстром движении может слететь и привести к падению и травмам), спортивная обувь (кроссовки подходят только для уроков физкультуры и не относятся к деловому стилю одежды), слишком открытая обувь (босоножки, сандалии не защищают ногу).
И для мальчиков, и для девочек в качестве сменной школьной обуви лучше выбирать классические туфли. Тем более что врачи-ортопеды тоже рекомендуют их.
Итак, какой же должна быть сменная школьная обувь?
Легкой. В тяжелой ноги будут быстрее уставать.
Удобной и соответствующей размеру. В носочной части обуви должен быть припуск 5–7 мм, учитывающий увеличение стопы за счет роста.
Выполненной из натуральных материалов, хотя бы с подкладочной стороны. Если нет возможности купить обувь полностью из натуральной кожи, выбирайте комбинированные модели с искусственным верхом, но настоящей кожей внутри!
«Дышащей», но при этом не очень открытой (желательна небольшая перфорация либо ажурный верх).
Эластичной, не стесняющей движений. Обувь не должна быть зауженной в носочной части (это может привести к деформации большого пальца), но и не должна быть очень свободной, так как могут появиться потертости, мозоли.
Подошва должна быть гибкой.
Обувь должна иметь жесткий задник и хотя бы частично закрытый носок – это поможет избежать деформации стопы.
Наличие каблучка необходимо, но не более 2 см.
Что касается застежек, то наиболее надежными будут молния либо шнурки, однако для школьников младших классов выбирайте «липучки» либо резинки, это привычнее и удобнее для малышей.
Решение об использовании ортопедических стелек принимает исключительно врач! Стельки должны быть индивидуальными и соответствовать рельефу подошвенной части стопы ребенка.
Дорогие родители, если вы собрались в обувной магазин, делайте это во второй половине дня! К вечеру стопа удлиняется, нога становится немного шире под влиянием пройденных с утра шагов.
Примерять пару нужно в носках либо колготках той плотности, с которыми обувь будет носиться.
Итак, подведем итог. Правильный выбор сменной школьной обуви — это пара туфель из натуральной кожи с декоративной перфорацией либо из текстиля с сетчатыми вставками, супинатором и гибкой подошвой толщиной не менее 0,5 см, легкая, с округлыми закрытыми носами.
Е.АЗАРОВА, врач-гигиенист отдела общественного здоровья ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».