Из всех живых существ на Земле особенно беззащитен человеческий детеныш. Едва появившись на свет, он сталкивается с множеством возбудителей инфекционных болезней. Может ли сам организм  ребенка справиться с ними?

Малыш родился, а в окружающей его среде — на предметах ухода, игрушках, в воздухе, на руках людей, ухаживающих за ним — находятся микробы. Встреча с некоторыми из них (например, с банальной кишечной палочкой, некоторыми стрептококками), как правило, не приносит вреда организму ребенка. Но другие микробы способны вызвать тяжелые инфекции с осложнениями, а иногда — со смертельным исходом.

Из всех живых существ на Земле особенно беззащитен человеческий детеныш. Едва появившись на свет, он сталкивается с множеством возбудителей инфекционных болезней. Может ли сам организм  ребенка справиться с ними?

Малыш родился, а в окружающей его среде — на предметах ухода, игрушках, в воздухе, на руках людей, ухаживающих за ним — находятся микробы. Встреча с некоторыми из них (например, с банальной кишечной палочкой, некоторыми стрептококками), как правило, не приносит вреда организму ребенка. Но другие микробы способны вызвать тяжелые инфекции с осложнениями, а иногда — со смертельным исходом.

Это — возбудители коклюша, дифтерии, столбняка, вирусных гепатитов «А» и «В», кори, краснухи, эпидемического паротита и других.

Как можно защитить малыша от этих микроорганизмов?

Чтобы избежать встречи с возбудителями, передающимися по воздуху (возбудители туберкулеза, коклюша, кори, краснухи, эпидемического паротита, Хиб-инфекции и др.), можно попробовать оградить ребенка от всяческих контактов или заставить людей, которые подходят к нему на расстояние меньше метра, носить (и регулярно менять)  марлевые или одноразовые маски. Это реально выполнить? Конечно, нет.

Чтобы избежать заражения возбудителем столбняка, который может попасть в ранку (микротрещинку) с окружающих предметов, из почвы (в том числе и цветочных горшков), необходимо оградить малыша от любых падений, игр в песочнице, возможности проникновения царапин и ссадин. Возможно ли это для активно двигающегося и познающего мир малыша? Тоже, нет.

Современная медицина предлагает с помощью вакцин «познакомить» малыша с наиболее опасными возбудителями инфекционных заболеваний и «научить» иммунную систему ребенка бороться с ними. И, хотелось бы, чтобы первую информацию об иммунизации своего будущего малыша беременная женщина получила еще в «Школе будущих мам» от медработников. Почему это так важно?

Во-первых, для информирования в последующем правильного и адекватного отношения к иммунизации в целом.

Во-вторых, прививки против вирусного гепатита «В» и туберкулеза малышу необходимо сделать в родильном доме. Свое согласие на проведение этих прививок (прививка против вирусного гепатита «В» проводится в первые 12 часов после рождения) мама должна дать, еще находясь в родильном зале. Ее состояние в этот момент вряд ли позволит выслушать и усвоить в полном объеме информацию о прививке против гепатита «В». Поэтому важно, чтобы основные моменты, касающиеся профилактических прививок, будущая мама узнала еще до родов.

На сегодняшний день более 30 видов инфекционных заболеваний может быть предупреждено с помощью прививок. Это такие заболевания, как коклюш, столбняк, дифтерия, ветряная оспа, эпидемический паротит, бешенство, полиомиелит, корь, вирусный гепатит «А» и «В», туберкулез, Хиб-инфекция, пневмококковая инфекция и др.

В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других развитых стран, регистрируется незначительное количество инфекционных заболеваний, предупреждаемых с помощью прививок. А вот в странах Африки, где вакцин не хватает, дети по-прежнему умирают от инфекций, которые можно предупредить с помощью прививок. Такая благополучная ситуация вызывает у родителей чувство успокоения. От чего же защищаться — инфекций практически нет.

Возбудитель «пытается» вызвать заболевание у одного, другого, третьего человека, но не может. Люди защищены с помощью прививок и не дают микроорганизму возможность вызвать заболевание. Возбудителю ничего не остается, как только «искать» не привитого, а значит незащищенного человека.

Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, вакцины создают индивидуальную защиту для каждого конкретного человека. С другой — когда количество привитых людей в обществе достаточно, то формируется так называемый «коллективный иммунитет», который обеспечивает дополнительную гарантию от возникновения заболевания.

И вот в такой момент, когда количество инфекций невелико, у многих и возникает вопрос: зачем делать прививки? И люди начинают отказываться от них.   Такая ситуация очень благоприятна для возбудителя: количество незащищенных становится больше, ему есть у кого вызывать заболевание. При этом  возбудитель становится гораздо сильнее, активнее, агрессивнее: он вызывает более тяжелые формы заболевания, с осложнениями и даже с летальными  исходами. 

Уважаемые родители!

Ваши  дети имеют право на бесплатные профилактические прививки, включенные в Национальный календарь профилактических прививок (приказ МЗ РБ от 05.12.2006 г. № 913). Помогите вашему ребенку, защитите от массовых инфекционных заболеваний и их осложнений.

М.ЖОЛУДЕВА,  инструктор-валеолог ГУ «Смолевичский РЦГиЭ».

Информацию читайте в номере 81 – 82  от 11.04.2012 г.