КОНФЛИКТ. ВАЖНО СОХРАНИТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ И САМООБЛАДАНИЕ
Конфликты, споры, столкновения мнений и взглядов… Эти явления пронизывают все сферы жизни современного человека: работу, быт, семейные отношения, — и, естественно, никого не оставляют равнодушным. Слишком хорошо каждый из нас знает, какой дорогой ценой приходится оплачивать свое участие в подобных ситуациях, как трудно бывает найти правильную линию поведения, взаимоприемлемое решение. Не случайно мы даже после того, как конфликтная ситуация, казалось бы, исчерпана, долгое время мысленно продолжаем возвращаться к ней, проигрывая ее «сценарий», стараясь найти более удачные решения, способные в будущем избавить нас от повторения подобных трудностей и трений с окружающими.
КОНФЛИКТ. ВАЖНО СОХРАНИТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ И САМООБЛАДАНИЕ
Конфликты, споры, столкновения мнений и взглядов… Эти явления пронизывают все сферы жизни современного человека: работу, быт, семейные отношения, — и, естественно, никого не оставляют равнодушным. Слишком хорошо каждый из нас знает, какой дорогой ценой приходится оплачивать свое участие в подобных ситуациях, как трудно бывает найти правильную линию поведения, взаимоприемлемое решение. Не случайно мы даже после того, как конфликтная ситуация, казалось бы, исчерпана, долгое время мысленно продолжаем возвращаться к ней, проигрывая ее «сценарий», стараясь найти более удачные решения, способные в будущем избавить нас от повторения подобных трудностей и трений с окружающими.
КАК ПРАВИЛЬНО РУГАТЬСЯ?
Как говорится, болезнь легче предупредить, чем излечить. Эти же слова вполне применимы и к расставанию супругов, и к конфликтам, его сопровождающим.
Если ругаться «по правилам», то увеличивается процент благополучного исхода конфликта. Людей отпугивает неизвестность, а если более-менее знаешь, чего ожидать от супруга, то равновесие сохраняется лучше.
Психологи, работающие с семьями, заметили, что у каждого конфликта есть 4 части.
Первая часть – эмоциональная, когда кто-то в семье чем-то недоволен, «закипает» и негодует. Все мы живые люди, и вполне естественно, что поведение даже самого близкого человека иногда может нас не устраивать.
Вторая часть — это фундамент для дальнейших переговоров: мы потихоньку «остываем» и готовимся к ним. Некоторые особо эмоциональные пары в своих ссорах иногда не доходят даже до второй части. В то время как именно она имеет наибольшее значение для решения конфликта. Если вам не удается вовремя «остыть» и продолжить выяснение отношений без горячки, обратитесь к психологу.
Третью часть конфликта – переговоры – нужно вести максимально спокойно, подбирая выражения и терпеливо выслушивая собеседника.
Четвертая часть посвящена сбалансированию конфликта. В противовес ссоре можно организовать какое-то совместное приятное мероприятие, чтобы закрепить «перемирие».
КАК ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ?
Чтобы уменьшить напряжение, необходимо не замыкаться на собственном состоянии (например, на своей обиде) или своих мыслях. Попытайтесь настроиться на волну супруга, мысленно встать на его место и представить, какие события привели его в это состояние. Как бы вы сами себя чувствовали и как бы действовали в этом состоянии?
— Все это вы как раз успеете сделать за то время, пока «агрессор» выговорится. Если вы дадите ему такую возможность, да еще оставите после этого паузу, то это позволит разрядить напряжение и облегчит дальнейший контакт. Конечно, необходимо и очень внимательно выслушать все сказанное.
— В случае словесной агрессии наилучший эффект, как правило, дает неожиданность ответа. Очень эффективной оказывается так называемая «эхотехника», когда вы возвращаете оппоненту его высказывание, сохраняя при этом вежливость и самообладание. В результате напряжение падает, человек ощущает уважение к себе, появляется возможность говорить спокойнее. Если вы видите слабые места в высказываниях своей второй половинки, повторите их в замедленном темпе. Это позволит собеседнику посмотреть на себя со стороны и увидеть собственную ошибку без вашего прямого указания на нее и облегчит ее признание, сблизит позиции.
— Дайте супругу даже во время ссоры ощутить свою значимость, ценность своих суждений.
— Если вы увидите, что он в чем-то прав, сразу же признайте свою ошибку и постарайтесь предложить выход из ситуации. Такой маневр даст возможность еще раз убедиться в вашей открытости и добрых намерениях.
— Юмор – чудесный способ снять напряжение, но пользоваться им надо очень осторожно. Стоит помнить, нередко и неудачная шутка бывает поводом для конфликта.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
— Остановись! Не торопись реагировать!
— Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
— Откажись от установки: «Победа любой ценой!»
— Подумай о последствиях выбора.
КОГДА ТЫ ОЧЕНЬ РАЗДРАЖЕН, РАЗГНЕВАН…
— Дай себе минуту на размышление и, чтобы не произошло, не бросайся сразу «в бой».
— Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
— Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
— Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
В случае возникновения трудной жизненной ситуации, вы всегда можете обратиться в ГУ «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения».
Наш адрес: г.Смолевичи, ул.Советская, д. 146.
Телефон «Доверие»: 54-118 (прием ведется анонимно).
Елизавета МЕРКУЛЬ, психолог ГУ «СТЦСОН».
Информацию читайте в номере 11 – 12 от 16.01.2013 г.