Для родителей, которые планируют отдавать своего кроху в детский сад, вопрос адаптации стоит очень остро. Малыши в большинстве случаев плохо переносят начало новой детсадовской жизни.

Для родителей, которые планируют отдавать своего кроху в детский сад, вопрос адаптации стоит очень остро. Малыши в большинстве случаев плохо переносят начало новой детсадовской жизни.

У каждого ребенка адаптация проходит индивидуально. Одни малыши привыкают к новому режиму буквально за пару недель, при этом отлично себя чувствуют, аппетит сохраняется, да и настрой позитивный. Другие малыши тяжело переносят адаптацию, при этом подавлены, аппетит плохой или может даже отсутствовать, причем плохой аппетит сохраняется не только в садике, но и дома. Малыши могут отказываться даже от любимых блюд. Сон у таких деток тоже нарушается.

После многочисленных наблюдений, проведенных среди детей, принято выделять три степени тяжести адаптационного процесса ребенка к садику. Это легкая, средняя, и тяжелая степени. Для установления степени тяжести во внимание берется как малыш спит, какой у него аппетит, его эмоции. Особое внимание уделяется негативным эмоциям, тому, как малыш общается с детками в группе, есть ли у него проблемы с речью и другое.

 Крайняя степень тяжести адаптации разделяется на две группы, для первой группы «А» адаптация растягивается примерно на 2 месяца, если это группа «Б», то срок может быть еще больше.

   Легкая степень адаптации

При этой степени изменения в поведении ребенка происходят в течение 20-30 дней.  При этом аппетит не изменяется, или незначительно снижается, но постепенно, в течение недели приходит к норме. При этом объем суточной нормы пищи соответствует возрасту. Домашний сон не нарушен, а в условиях садика восстанавливается в течение недели. Речевая активность ребенка, его эмоциональное состояние и общение с детьми обычно нормализуется в течение 15 – 20 дней, но чаще всего раньше. Отношение с взрослыми не нарушено, малыш активен и находится в постоянном движении. Заболевания в этот период возникают редко, и если возникают, то протекают в легкой степени, отсутствует затяжное течение, нет рецидивов и осложнений.

Легкая степень адаптации характерна для здоровых деток. Это детки, которые родились здоровыми, практически не болели в первые годы жизни, были выполнены все прививки по календарю. 

      Среднетяжелая степень адаптации

Такая степень тяжести характерна для деток, которые имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья. Например, если были осложнения при родах – асфиксия или малыш родился недоношенным, или часто болел в первые годы жизни. Также на состояние здоровья ребенка влияет неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. При среднетяжелой степени адаптационных процессов нарушения более ярко выражены и более продолжительны. Нормализация сна и аппетита в саду и дома происходит не раньше, чем через 20 – 30 дней. Малыши не могут наладить контакт с другими детьми сразу, обычно для этого необходимо время, примерно 20 дней. В течение этого времени пребывания ребенка в группе его эмоциональное состояние не стабильно.

Также для этой степени тяжести характерна задержка в двигательной активности, и восстановление происходит лишь через месяц после посещения дошкольного учреждения. Заболеваемость наиболее выражена в первые месяцы, при этом возможны осложнения.

   Тяжелая степень адаптации

Тяжелая степень характеризуется длительностью от двух месяцев до полугода, в некоторых случаях даже больше. Кроме того, все проявления ярко выражены, детки заболевают очень быстро в течение первой недели, и заболевание повторяется 4 – 8 и более раз в течение года. Снижение интенсивности заболеваний происходит только на втором году пребывания в детском саду. Только со второго года детки начинают регулярно посещать детский садик.

У других малышей неадекватное поведение сохраняется дольше и граничит с невротическими состояниями.  Больше всего такая адаптация характерна для детей с пороками развития, болеющих тяжелыми хроническими заболеваниями. Такая адаптация возможна и у аллергиков. Кроме биологических факторов, которые влияют на развитие малыша, свое воздействие оказывает и социальная среда.

      «Несадиковские» дети

С наступлением прекрасного момента, когда малыш уже самостоятельно ходит, может сам себя занять, мамы все чаще задумываются о выходе на работу.  Мамочки активно общаются с подругами и знакомыми, у которых детки уже ходят в подобные учреждения. Да и сами понимают, что в дошкольном учреждении с ее ребенком будет заниматься профессионал, будут проводиться различные занятия, которые помогут малышам развиваться. Процесс социальной адаптации еще никто не отменял, а в садике она пройдет быстрее. Но помимо видимых плюсов, есть одно «НО».

Всем мамам известно о том, что ребенок в первое время ходит в садик неделю и две недели сидит дома. Большинство мам связывают такие частые заболевания с плохой заботой о детях в учреждении. Из-за большого количества детей воспитатели не могут за всеми уследить, и именно их ребенок не одет, не обут и каждая мама думает о том, что особенно плохо следят именно за ее ребенком, но это не всегда верно…

Малыши, которые сидят дома и мало общаются с другими детьми, обитают в неком ореоле одних и тех же микроорганизмов. У каждого карапуза свои определенные бактерии, которые он получает исключительно в своей семье. Как только ребенок идет в садик, происходит тесное общение между детьми и, как следствие, происходит обмен микроорганизмами. У другого малыша бактерии другие. Организм ребенка воспринимает «чужие» микроорганизмы как потенциальную угрозу и у него формируется заболевание. У малыша, который был источником этих «чужих» микроорганизмов, заболевание не наступает, так как эти микроорганизмы его, и он постоянно с ними контактирует.

Особенно характерна такая картина для деток, которые ходят в садик в течение первых нескольких недель. У малышей в это время снижен иммунитет, нахождение ребенка без мамы — это стрессовая ситуация, а стресс пагубно влияет на работу всех систем, особенно на иммунную.

    Как реагирует ребенок на адаптацию?

Процесс адаптации ребенка сильно влияет на процесс формирования иммунитета, это приводит к более частым заболеваниям, особенно, что касается ОРВИ. При этом увеличивается время заболевания, которое зависит от степени тяжести адаптационного процесса. При легкой степени  длительность заболевания не превышает 10 дней. Если у малыша среднетяжелая степень адаптации, длительность уже составляет более 10 дней, также для этой группы характерны рецидивы.

При тяжелой степени тяжести группы «А» заболевание продолжается более 10 дней с рецидивами и осложнениями. Малыши, которые относятся к группе «Б», переносят болезни длительно, развиваются выраженные реакции со стороны нервной системы, таких детей принято называть «несадиковскими».

Также при легкой степени тяжести адаптационного процесса масса тела и рост ребенка не изменяются, а при среднетяжелой степени происходит временная потеря веса в течение месяца. При тяжелой степени тяжести происходит замедление темпов роста и соответственно и прибавки в весе.

     Как облегчить период адаптации?

Подготавливать малыша к садику необходимо задолго до его поступления в группу. В идеале в садик нужно готовиться с рождения. Принимать ребенка в садик лучше всего в теплое время года, в эти периоды процессы адаптации протекают спокойнее.

Одновременно в группу нельзя принимать более 2 детей. Родителям важно знать, что посещать садик малыш должен постепенно, в первую неделю ребенок находится в группе не более 3 часов, постепенно время увеличивается. Такой процесс называется ступенчатой адаптацией.

Важно, чтобы малышу в группе было комфортно, особенно это касается температурного режима. При проведении физических упражнений необходимо строго следить за реакцией ребенка, если малыш устал, нельзя настаивать на выполнении упражнения. Строго следить нужно и за питанием, если малыш отказывается от еды, не нужно настаивать, пусть лучше кроха съест больше дома. 

Если до момента поступления в садик малыш не был полностью привит, вакцинацию лучше отложить до момента полной адаптации. Все травмирующие манипуляции в этот период строго запрещены. В садике за ребенком ведется наблюдение, и все данные отмечаются в специальной карте.

Как только у ребенка устанавливается адекватное поведение, сон у малыша глубокий и спокойный, аппетит, речевая активность стабилизуются, малыш набирает вес соответственно нормам, и у ребенка отсутствуют заболевания в течение месяца, это говорит о полной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

С.С. ГОЛЬМАКОВА, главный специалист по дошкольному образованию РОО.

Подробную информацию читайте в номере 219 – 222  от 21.09.2013 г.