С начала минувшей войны прошло много лет – почти целая человеческая
жизнь. Казалось бы, затянулись раны на земле и в сердцах людей, притихла боль
понесенных утрат. Жизнь ведь продолжается – и у людей мирные задачи, стремления и мечты. Но память все
равно жива. Самая жестокая и кровопролитная война, как сказал поэт: «… такой вдавила след, и стольких наземь положила, что
двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы». Но спустя семь
с половиной десятилетий, все активнее поднимают головы силы, которые
жаждут переписать историю, присвоить себе
Великую Победу, умалить в ней роль советского солдата и всего советского
народа. Таким образом, стремятся внести раздор в ряды наших современников,
заставить поверить в ложь и надуманную
«правду» о войне. Когда убивается патриотизм, гибнут государства. В этом цель
наших недругов. И незнание нами своей
истории только помогает им в достижении этой цели. И потому сегодняшнему
поколению нужно знать истинную
правду о прошлом.

С начала минувшей войны прошло много лет – почти целая человеческая жизнь. Казалось бы, затянулись раны на земле и в сердцах людей, притихла боль понесенных утрат. Жизнь ведь продолжается – и у людей мирные задачи, стремления и мечты. Но память все равно жива. Самая жестокая и кровопролитная война, как сказал поэт: «… такой вдавила след, и стольких наземь положила, что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы». Но спустя семь с половиной десятилетий, все активнее поднимают головы силы, которые жаждут переписать историю, присвоить себе Великую Победу, умалить в ней роль советского солдата и всего советского народа. Таким образом, стремятся внести раздор в ряды наших современников, заставить поверить в ложь и надуманную «правду» о войне. Когда убивается патриотизм, гибнут государства. В этом цель наших недругов. И незнание нами своей истории только помогает им в достижении этой цели. И потому сегодняшнему поколению нужно знать истинную правду о прошлом.

 

Когда началась Великая Отечественная война, Валентине Антоновне Апацкой было всего двадцать лет. Она была коренной смолевичанкой, в довоенном местечке проживала вся ее семья. Накануне войны девушка работала рядовым сотрудником Смолевичского райисполкома.

Валентины Антоновны уже нет среди нас, но еще при жизни в своих воспоминаниях она рассказывала о приходе немцев в Смолевичи и своей борьбе против оккупантов:

— День 22 июня 1941 года, когда по радио объявили о том, что на нашу страну вероломно напали фашисты, я никогда не забуду. Этот день был самым страшным для всех советских людей. Только мы не просто сокрушались, а активно действовали. С 22 по 26 июня всех женщин – сотрудниц райисполкома – направили в районный военкомат для формирования команд военнообязанных для отправки в воинские части. В военкомате я пробыла до вечера 26 июня, когда нас отпустили, чтобы мы сбегали домой, взяли кое-что из вещей и вернулись в военкомат для последующей эвакуации. По улицам местечка уже двигались немецкие танки, они шли в сторону Борисова. Ни о какой эвакуации уже не могло быть речи. Танки сминали на своем пути все. Захватчики грабили магазины, дома смолевичан, убивали людей. Жители в ужасе не знали, что делать, прятались, как могли.

Вскоре после прихода немцев в Смолевичи в местечке появились новые учреждения: управа, волость, жандармерия, полиция, которые сразу стали устанавливать новые порядки. Нашлись люди, которые сами пошли на службу к немцам. Они агитировали население выдавать коммунистов и комсомольцев, советских активистов. Немцы жестоко расправлялись с жителями, которые нарушали их порядки, уничтожали военнопленных. На улицах появились виселицы. Грабители отнимали у населения все самое ценное, продукты питания, люди жили впроголодь, в страхе.

Тем временем ширилось народное сопротивление. Прежде всего, окруженные красноармейцы, которые разрозненными группами пытались прорваться на восток, в местных лесах стали создавать партизанские отряды, которые поддерживало население. Однажды Валентина Антоновна встретилась со знакомым жителем деревни Каменка Иосифом Боровским, а тот познакомил с политруком партизанского отряда «Коммунар» Гусевым. Эта встреча и стала для девушки началом ее партизанской борьбы с врагом. Она стала связной партизанской бригады «Смерть фашизму» и партизанской бригады Дяди Коли. По поручению партизан Валентина подготовила списки полицейских и других предателей, работников немецкой управы. Потом собрала информацию о размещении фашистских формирований в Смолевичах и округе. По просьбе партизан ей удалось собрать сведения об устройстве моста через железную дорогу на окраине Смолевичей и о движении вражеской техники на этом участке. К подпольной борьбе присоединились другие члены семьи Апацких — Ольга Антоновна, Мария Антоновна, Михаил Антонович, отец Антон Константинович, а также многие жители местечка, среди которых были работники больницы и аптеки. Они передавали в партизанский отряд медикаменты, бинты, маскировочные халаты, соль, оружие, которое удавалось достать. Подпольщики привлекли на свою сторону некоторых чехославаков, которые стояли в смолевичском гарнизоне, и через них узнавали полезные для партизан и населения сведения, например, о предстоящих отправках молодежи на принудительные работы в Германию. Многим молодым людям удалось избежать этой участи, они ушли в партизанские отряды.

Среди тех, с кем поддерживала связь Валентина Антоновна, кроме Иосифа Боровского, были Фаина Сорока из деревни Емельяново, Константин Кирильчик из Присынка, Леонид Касаревский из Смолевичей и многие другие жители Смолевичей и близлежащих деревень.

По ночам немцы устраивали облавы, хватали людей для отправки в Германию. Валентине Апацкой, которая в военное время работала в Смолевичах на райпромкомбинате, удалось заранее узнать о предстоящей акции по вывозу молодежи в Германию. Она смогла тогда многих знакомых предупредить о намерениях фашистов и уберечь их от каторги.

Валентина Антоновна также поддерживала связь со спецгруппой «Кочубей», которая была направлена из-за линии фронта для координации партизанского движения и борьбы с вражескими разведчиками и состояла в основном из агентурных сотрудников, С этой группой Валентина Апацкая начала работать примерно в июне 1943 года.

7 апреля 1944 года Валентину арестовали и отправили в Минск, в СД. На многочисленных допросах требовали признаться о своем сотрудничестве с «Кочубеем», но девушка мужественно держалась. Ее держали в тюрьме на улице Володарского, потом, ничего не добившись, перевели в другую тюрьму – на улицу Широкую, а 5 июня 1944 года, всего за месяц до освобождения Беларуси, девушку отправили на работы в Германию, в лагерь Баленген. Узники этого лагеря занимались строительством секретного военного укрепления. Когда был открыт второй фронт, и американцы стали бомбить немецкие укрепления, узников лагеря отправили в глубь страны. Весь день они шли пешком, потом на какой-то станции их начали грузить в вагоны. Валентина и еще девять человек смогли убежать и уйти в ближайший лес. Долго блуждали, пока не встретили партизан французского сопротивления. Это было в декабре 1944 года. И только 25 августа 1945 года девушка смогла отправиться домой.

Валентина Антоновна Апацкая награждена медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны второй степени. В послевоенное время она многие годы работала машинисткой Смолевичского райисполкома.

 

Э.ПОТАПЧИК.

Информацию читайте в № 177-180 от 16.06.2016г.