Очень символично, что в Год молодежи мы отмечаем славное 70-летие
Великой Победы. Интерес к страницам Великой Отечественной войны огромный.
Каждый человек, каждая семья хочет знать как можно больше о родственниках,
которым пришлось пережить войну. Недавно ко мне обратилась Инесса Георгиевна
Швайко, медицинская сестра Плисской врачебной амбулатории с просьбой рассказать
о ее родственнике Петре Фомиче Парабковиче.
Выполняю ее просьбу.
Очень символично, что в Год молодежи мы отмечаем славное 70-летие Великой Победы. Интерес к страницам Великой Отечественной войны огромный. Каждый человек, каждая семья хочет знать как можно больше о родственниках, которым пришлось пережить войну. Недавно ко мне обратилась Инесса Георгиевна Швайко, медицинская сестра Плисской врачебной амбулатории с просьбой рассказать о ее родственнике Петре Фомиче Парабковиче.
Выполняю ее просьбу.
Петр Фомич Парабкович родился в 1909 году в Смолевичах в многодетной семье. Все дети этой семьи получили образование. До войны жил и работал директором горпромторга в городе Борисове.
Началась Великая Отечественная война, и 1 июля 1941 года Борисов был оккупирован. Не всем удалось эвакуироваться, надо было жить в условиях «нового порядка» и бороться против оккупантов.
«10 июля 1941 года на квартире Б.К. Замбржицкого (врача) состоялась встреча, на которой присутствовали П.Ф. Парабкович, Д.В. Ященко, Ю.М. Кондратьев, И.П. Довгалов, В.В. Лозовский, я и первый секретарь Борисовского райкома партии И.А. Ярош, который дал указание на создание подполья: действовать группами, освобождать военнопленных и направлять в лес для борьбы с врагом, а также постараться внедриться на работу в немецкие органы власти» (из воспоминаний Н.И. Пририза, подпольщика).
Петр Фомич Парабкович входил в группу Д.В. Ященко. Группы состояли из 5-7 человек, которые знали друг друга. Петр Фомич был назначен на должность заведующего продовольственным отделом в городской управе, другие члены группы также были внедрены на важные для подпольной работы должности. Петр Фомич был тесно связан с подпольной группой медиков: Б.К. Замбржицким, заведующим отделом здравоохранения, П.Н. Вустиным, главврачом подпольного госпиталя, А.С. Федоринчиком, начальником паспортного стола.
«Через Парабковича отряд Яроша снабжался солью и другими продуктами, получал копии распоряжений и приказов, которые передавались в партизанские отряды через связных. 10 октября 1941 года Парабкович получил канцелярские принадлежности, пишущую машинку, копировальную и печатную бумагу, медицинские препараты и спрятал в сарае санэпидстанции» (из воспоминаний Н.И. Пририза).
Все это необходимо было вывезти в партизанский отряд. Но как? В этот период фашисты усилили репрессии, контроль на дорогах, работало много сыщиков, и выезд в город был опасен.
План выезда был разработан П.Ф. Парабковичем, и все необходимое было успешно доставлено в отряд Н.И. Яроша Приризом и группой отважных женщин, которые согласились сопровождать этот груз под предлогом поездки в Холопеничи за продуктами.
Однако, на обратном пути в районе Зембина Н.И. Пририз и женщины были арестованы и посажены в тюрьму. Узнав об этом, П.Ф. Парабкович обратился к бургомистру города Станкевичу и сумел доказать, что Н.И. Пририз — свой человек. На следующий день все были отпущены, но при этом Н.И. Пририз был предупрежден П.Ф. Парабковичем, что нужно быть осторожным и бдительным, так как за ним была установлена слежка.
В воспоминаниях Н. И. Пририза говорится о неплохих взаимоотношениях П.Ф. Парабковича с Кабаковым (возглавлял полицию в крупном немецком гарнизоне в Зембине, был ярым прихлебателем немцев). Петр Фомич с ним общался, но крайне осторожно и по необходимости. Это общение помогало «черпать не прямо, а косвенно кое-какие данные о действиях фашистов в районе».
В марте 1942 года по доносу так называемых «доброжелателей» Парабкович, Ященко и Ващевский были арестованы. Но благодаря Б.К. Замбржицкому и его защите были освобождены за неимением улик.
«В начале мая 1942 года П.Ф. Прабкович узнал о приказе, в котором говорилось о проведении облавы и расстреле коммунистов и цыган. В срочном порядке были подготовлены и расклеены предупредительные листовки. В июне 1942 года, благодаря П.Ф. Парабковичу, от ареста были спасены подпольщики Ермолович и Бутвиловский. Фашисты давно за ними охотились» (из воспоминаний Н.И. Пририза).
В апреле 1943 года Петр Фомич был назначен бургомистром города. Как это произошло, описано в книге Л. Соболя «Звезда надежды» в главе «Бургомистр города». К этому назначению имели отношение И.В. Золотарь (мемуары «Записки десантника») и П.Г. Лопатин — партизанские командиры. По сути, это был их приказ П.Ф. Парабковичу дать согласие на эту должность. Петр Фомич понимал, что эта новость вызовет у борисовчан негодование и сказал: «Если меня убьют или партизаны, или немцы, пусть все узнают, что не был Парабкович предателем, а честно служил Родине». (Из книги «Звезда Надежды»).
В августе 1943 года П.Ф. Парабкович предупредил Н.И. Пририза и П.Н. Вустина — главврача подпольного госпиталя об их срочном уходе из города, так как они вновь были на подозрении у гестапо. «28 августа 1943 года мы ушли в партизаны. Прибыли в отряд, где комиссаром был И.Н. Соколко. Этот отряд им. Ф.Э Дзержинского входил в партизанскую бригаду «Дядя Коля» (командир П.Г. Лопатин)» (из воспоминаний П.Н. Вустина).
В книге «Память. Борисовский район» в разделе «Фронт в тылу врага» сказано: «Многим борисовчанам помог избежать угона в Германию П.Ф. Парабкович, который работал городским бургомистром. Вместе с начальником паспортного стола А.С. Федоринчиком он обеспечивал связных пропусками и бланками паспортов, передавал важные сведения о противнике, фашистских организациях, агентах, карательных экспедициях и др.».
Из воспоминаний В.М. Андриевской, подпольщицы: «Наша группа с лета 1942 года поддерживала связь с отрядом партизанской бригады «Дядя Коля». Через Гришу Носова передавали бланки паспортов, пропусков, других документов. Осенью 1943 года, возвращаясь из города, он попал в засаду, был ранен в ногу. Отстреливался до последнего патрона. Погиб. В подкладке пальто, когда фашисты подошли к нему, обнаружили несколько чистых бланков разных документов с подписью П.Ф. Парабковича и начальника паспортного стола А.С. Федоринчика. Это стало большой трагедией: они были схвачены и расстреляны».
Из воспоминаний Я.Л. Ржеусовой, жены А.С. Федоринчика, Заслуженной учительницы БССР: «В январе 1944 года партизан Григорий Носов получил чистые бланки паспортов, заверенные печатью и подписями А.С. Федоринчика и бургомистра П.Ф. Парабковича. По возвращении в отряд Г.Носов нарвался на засаду и погиб. Бланки паспортов, найденные фашистами, выдали советских патриотов Парабковича и Федоринчика. 23 января они были арестованы гестаповцами, на руках которых были неопровержимые доказательства связи с партизанами. Их пытали, мучили, избивали, но патриоты никого не выдали и ничего не сказали. 9 февраля 1944 года из тюрьмы на машине-душегубке был вывезен из города А.С. Федоринчик, а 24 марта — П.Ф. Парабкович».
Имя отважного подпольщика занесено в книгу «Память. Борисовский район». Кроме того, в Белорусской Советской энциклопедии во 2-м томе (1970 г., изд. АН БССР) в разделе «Борисовское коммунистическое подполье» имя Петра Фомича Парабковича упоминается дважды. Материалы воспоминаний подпольщиков, разведчиков, связанных с партизанскими отрядами, хранятся не только в государственном краеведческом музее, но и в общественных музеях СШ № 8, 18 и нашем музее «Милосердие и мужество».
Г.Ф. ДЕГТЯРЕНКО, руководитель музея «Милосердие и мужество» Борисовского медколледжа.
Информацию читайте в номере 149 – 152 от 02.07.2015 г.