Семен Ариевич Косберг родился 14 октября 1903 г. в городе Слуцке Минской губернии России (теперь – Минская область Республики Беларусь).
Косберг был четвертым ребенком в большой семье известного в Слуцке кузнеца-кустаря. Он рано овладел ремеслом отца, унаследовав от него любовь к технике и умение обращаться с металлом.
Семен Ариевич Косберг родился 14 октября 1903 г. в городе Слуцке Минской губернии России (теперь – Минская область Республики Беларусь).
Косберг был четвертым ребенком в большой семье известного в Слуцке кузнеца-кустаря. Он рано овладел ремеслом отца, унаследовав от него любовь к технике и умение обращаться с металлом.
С 1917 по 1919 гг. С. А. Косберг учился в Слуцком коммерческом училище, с 1919 по 1925 гг. – работал кузнецом и слесарем в кузнице отца и одновременно в 1922 -1924 гг. занимался на вечерних общеобразовательных курсах, где получил среднее образование. С 1925 по 1926 гг. служил в Красной Армии, а после демобилизации работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в Ленинграде; с 1927 по 1929 гг. учился в Ленинградском политехническом институте, а затем — в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г.
В 1931 г. С. А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Здесь у молодого инженера проявился талант изобретателя, он подал немало смелых, неожиданных идей, прошел путь от инженера-конструктора до начальника крупного исследовательского отдела, занимавшегося вопросами создания системы непосредственного впрыска (НВ) топлива в головки цилиндров авиационных моторов.
С группой инженеров С. А. Косберг изучает зарубежный опыт, разрабатывает и испытывает систему НВ для авиационного двигателя М-34. В 1936 и 1937 гг. в издании ЦИАМа «Авиадвигатель» появляются первые статьи С. А. Косберга о впрыскивающей системе питания топлива (СПТ) для бензиновых двигателей. В 1939 г. в сборнике «Техника воздушного флота» печатаются очередные статьи, посвященные особенностям агрегатов непосредственного впрыска (НВ).
С. А. Косберг был одним из первых, кому выпала часть первыми заложить прочный фундамент советской авиационной, а впоследствии и ракетной техники. Талантливый инженер и энергичный организатор, в 1940 г. С. А. Косберг назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем НВ на этом заводе. С 1940 г. С. А. Косберг становится “закрытым” ученым-конструктором с незаурядным, ко всему, организаторским талантом, руководителем ряда “номерных” предприятий, выпускающих военную технику.
В первый год Великой Отечественной войны, в связи с возросшей необходимостью коренного улучшения боевой авиационной техники, ОКБ завода № 33 при эвакуации было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых, будущее КБ химавтоматики (КБХА) было эвакуировано в г. Бердск Новосибирской области на завод № 296 им. Дзержинского НКАП. С 13 октября 1941 г. предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С. А. Косберг. В суровых сибирских условиях горстка специалистов из 30 человек, руководимых С. А. Косбергом, в короткие сроки создала и внедрила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного мотора АШ-82ФН генерального конструктора А. Д. Швецова. Несомненные достоинства системы НВ, подтвержденные эксплуатацией в боевых условиях, обусловили полное вытеснение в 1943-1944 гг. системы карбюрации со всех вновь разрабатываемых поршневых двигателей.
За большой личный вклад в дело создания боевой авиационной техники С. А. Косберг был награжден орденами «Знак Почета», Красной Звезды и Отечественной войны1-й степени.
Особое место в деятельности С. А. Косберга и руководимого им ОКБ занимали исследования по проектированию и отработке форсунок, технологичных в изготовлении и надежных в эксплуатации, так как от этих важных узлов в значительной мере зависел основной параметр поршневых, турбореактивных и жидкостных ракетных двигателей — экономичность. Впервые в отечественной практике были внедрены проливочные испытания форсунок при их комплектовании, обеспечивающие единообразие гидравлических характеристик указанных узлов.
В 1941-1954 гг. под руководством С. А. Косберга, помимо агрегатов НВ, было разработано и передано в производство 10 типов серийных и 17 типов опытно-экспериментальных форсунок для авиационных моторов, 31 тип рабочих и 4 типа пусковых форсунок для реактивных двигателей 18 наименований.
По окончании войны в 1946 г. ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ -154. К этому времени на смену поршневым двигателям пришли реактивные. ОКБ, продолжая работы над агрегатами НВ, начало разработку агрегатов топливной аппаратуры для турбореактивных и турбовинтовых двигателей генеральных конструкторов В. Я. Климова, А. М. Люльки, А. А. Микулина, П. А. Соловьева, А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова.
С. А. Косберг проявил инициативу в разработке ряда пусковых стартеров на твердом топливе (порохе), а затем и на жидком (унитарном) топливе для мощных авиационных турбореактивных двигателей. Усилиями коллектива ОКБ под руководством С. А. Косберга в 1954-1958 гг. были разработаны жидкостные реактивные двигатели (ЖРД).
В августе 1957 г. ОКБ было реорганизовано в самостоятельное уставное Государственное союзное опытно-конструкторское бюро № 154. Его специалистам были поручены работы по созданию новых авиационных ЖРД. ОКБ под руководством С. А. Косберга приступило к разработке ЖРД ракет класса ‘земля-воздух’ для противовоздушной обороны страны.
10 февраля 1958 г. произошла встреча С. А. Косберга и его соратника А. Д. Конопатова с С. П. Королевым, положившая начало их сотрудничеству.
Двухступенчатая ракета-носитель конструкции Сергея Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Но для дальнейшего прорыва в космос нужна третья ступень, которая разгонит аппарат до второй космической скорости и по сути сделает корабль космическим. Третья ступень создается С.А. Косбергом в рекордно короткий срок – за 9 месяцев. Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума.
Автоматические межпланетные станции «Луна -1, 2, 3» запускались трехступенчатой ракетой-носителем «Восток» с ракетным блоком «Е», имеющим кислородно-керосиновый ЖРД РО-7 конструкции ОКБ, которым руководил С. А. Косберг. Созданные при его участии жидкостные двигатели для ракет-носителей вывели на орбиты советские искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз».
В сотрудничестве с генеральным конструктором ракетно-космических систем В. Н. Челомеем А. С. Косберг создал в 1960-х годах однокамерный двигатель тягой 60 тонн для второй и третьей ступеней ракеты-носителя «Протон» средней грузоподъемности, которая доставила космические аппараты на Луну, Марс и Венеру. С помощью этой ракеты Россия осуществляла космические полеты к орбитальной станции «Мир».
Заслуги А. С. Косберга в области ракетостроения были высоко оценены: в 1959 г. ему была присуждена степень доктора технических наук, в 1960 г. – Ленинская премия, в 1961 г. – присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Главное достижение С. А. Косберга в истории космонавтики состоит в том, что вместе с С. П. Королевым и Ю. А. Гагариным он тоже причастен к великому мировому событию – запуску человека в космос. Именно эти три человека одновременно стали в 1961 году Героями Социалистического Труда за первый полет гражданина Земли в открытый Космос.
Жизнь замечательного конструктора трагически оборвалась в январе 1965 года. Семен Ариевич Косберг погиб в автомобильной катастрофе по дороге на свой завод.
Имя ученого широко известно всем коллективам, принимающим участие в работах, связанных с авиационной и ракетной техникой. С. А. Косберг основал КБХА — Воронежское конструкторское бюро химавтоматики – предприятие, работающее на оборону страны и космос.
В Воронеже, на доме №14 по улице Орджоникидзе, висит мемориальная доска в память о некогда глубоко засекреченном главном конструкторе двигателя знаменитой третьей ступени советских космических кораблей.
Память о Семене Ариевиче Косберге увековечена — его именем назван кратер на обратной стороне Луны и улица в его родном городе Слуцке.
По материалам печати.
Информацию читайте в № 53-56 от 22.02.2017 г.