Здесь кругом тишь и благодать. Для тех, кто не любит суету, места лучше не найти. Кругом простор полей, ввысь тянутся сосны, вековые липы и дубы. Про эти места кто-то может сказать: «Глушь», но люди, которые здесь живут, так не считают. Для них родная деревенька – рай на земле.

 

Здесь кругом тишь и благодать. Для тех, кто не любит суету, места лучше не найти. Кругом простор полей, ввысь тянутся сосны, вековые липы и дубы. Про эти места кто-то может сказать: «Глушь», но люди, которые здесь живут, так не считают. Для них родная деревенька – рай на земле.

Деревня Ворот сегодня – это шесть домов и еще три дома неподалеку на хуторе. Постоянно в деревне проживают три семьи, во главе которых Андрей Витальевич Передерий, Константин Михайлович Карпук и Станислав Захарович Продонец. Все мужчины – крепкие хозяева, держат подсобное хозяйство, работают на земле, которой они безгранично преданы. Поэтому недавно решили провести в деревне День земли. Инициатором проведения праздника стал Андрей Витальевич Передерий. Он уверен, что со временем каждого человека тянет приложить усилия, старания к земле. Если раньше люди уезжали из деревень, то сейчас идет обратный процесс. Горожане с удовольствием меняют города на деревню, проводят там свое свободное время, отдыхают, работают. Причем все делают с удовольствием. Дачи, размером с шесть соток, не дают такой свободы. В дачных товариществах, как правило, соседи друг от друга ограждаются высокими заборами, а в деревне Ворот жители, если и ставят забор, то только в виде живой изгороди.

Чтобы узнать, чем живет деревня Ворот сегодня, мы решили поговорить с его жителями.

Андрей Витальевич Передерий в деревне живет с 2009 года. Тихое спокойное место сразу привлекло его внимание еще в то время, когда он приезжал сюда в гости к друзьям. В доме, где он живет сейчас, жила бабушка Оля, которая предлагала его купить. Как признался мужчина, когда первый раз его увидел, дом ему очень не понравился. Но именно в тот момент идея переехать в деревню закрепилась в нем основательно. Поискав по объявлениям, поездив по окрестным деревням, он вспомнил бабу Олю, приехал в Ворот и удивился, женщина как будто его ждала. Она ввела его в дом с молитвой. И оставила дом почти нетронутым.  Дубовые лавки, столы, которые были сделаны вручную, стоят в доме и поныне. Андрей Витальевич их бережно хранит, потому, что это уже история и цены этой ручной добротной мебели просто нет.

 

Здесь люди постоянно держали пасеки, и сегодня местные жители продолжают эти традиции. У всех есть пчелы, домашнее хозяйство, большие наделы земли, на которых только работать и работать.

– Когда начинается сезон, не знаю, как у других, а у меня возникает «пожар» в голове, – делится Андрей Витальевич. – Прямо не знаю, за что браться. Пасеке нужно уделить внимание. Трава поднимается очень быстро, нужно косить, еще хочется огородом заняться, чтобы иметь на столе овощи, ягоды со своего приусадебного участка. Я люблю землю, люблю работать на ней. Ведь земля – та основа, которая объединяет всех нас. На земле мы трудимся, она дает нам пищу, а, главное, приносит радость, силу от работы на ней. 

Маленькая деревенька – это не только свобода, благоденствие, это еще и дружба с соседями. В случае беды, к кому первому пойдешь, как не к соседу? Такие дружеские отношения сложились между Андреем Витальевичем и его соседом Константином Михайловичем Карпуком, который живет в деревне Ворот два года. До этого ездил лет восемь сюда как на дачу, по выходным. 

– Раньше я работал дальнобойщиком, – объясняет Константин Михайлович, почему городскую прописку сменил на сельскую жизнь. – Потом серьезно заболел, полгода не вставал. Врачи порекомендовали жить в деревне, больше двигаться. Сюда я приехал зимой, несмотря на то, что здесь даже света не было. Понимал, что если останусь в квартире, с кровати больше не встану, буду лежать и жалеть себя.

Приехал и постепенно начал обживаться. Устроился на работу водителем в местное сельскохозяйственное предприятие. Наладил свет. И домашнее хозяйство начало прирастать. Сначала завел  пару курей, уточек. На День рождения сосед подарил козу, чтобы молоко свое было. Потом козочки появились. По-соседски начали вместе заготавливать дрова на зимовку. Теперь работать только успевай. Встал в полпятого утра, развез операторов машинного доения и пошел кормить живность, облагораживать территорию, заготавливать сено, смотреть пасеку. Работы хватает постоянно.

К Константину Михайловичу и его супруге в гости с удовольствием приезжает сын Андрей, который живет в Минске со своей семьей. Дочь Анна работает в Москве, прекрасно играет на скрипке,  закончила консерваторию имени Чайковского. Часто бывать в деревне у нее не получается.

 

– В деревне скучать некогда, – говорит Константин Михайлович. – Вот планирую дом поднять, крышу перекрыть и окна заменить, сад нужно обновить. Работы я не боюсь, вырос в деревне. Жить здесь для меня одно удовольствие. В Брестской области родительский дом остался, сестра зовет жить туда. Но там простора такого нет, негде развернуться.

Еще одна жительница деревни Ворот Ядвига Александровна Зуйкевич. Она родилась здесь. В этих местах прошло ее детство. Она вспоминает, каким многоголосьем здесь разливались детские голоса. Это сейчас тут тишина и покой, редко нарушаемая шумом автомобильного двигателя. Много лет назад она решила вернуться в родные края. Купили в деревне участок. Почти на том же месте, где стоял родительский дом. Тогда в деревне жили одни старики.

– Когда мы приехали, они все вышли нас встречать, – вспоминает Ядвига Александровна. – Муж тогда сказал, что только здесь мы будем жить. Теперь и этих стариков уже нет в живых.

Ядвига Александровна, улыбаясь, говорит, что теперь она здесь самая пожилая жительница. Правда, здесь постоянно не живет, приезжает сюда как на дачу, с детьми и внуками. Когда соберется ребятня и из соседних домов, деревня вновь оживает, наполняется детскими голосами и звонким смехом. Детям здесь настоящее раздолье: из автотранспорта проезжают лишь личные машины, так что гулять можно свободно,  где угодно.

– Кто-то говорит: «Ау, дикость. А нам нравится!», –  заключает Ядвига Александровна и любезно показывает свой приусадебный участок, дом, летнюю кухню, мастерскую сына и добавляет, что зиму пережить в столице ей очень сложно, тянет в родную деревню.

Невдалеке на хуторе с супругой проживает Станислав Захарович Продонец. У него есть своя пасека, большой надел земли, много живности. Когда-то у него было три барана, потом тридцать восемь, сейчас осталось семь. Есть куры, индюки. Станислав Захарович ценит жизнь в дерене. Единственный минус: когда были снежные зимы, машину приходилось оставлять возле деревни Дуброво, а дальше идти пешком. Сейчас зимы помягче, можно добраться. Правда, не по весенней распутице, ведь два с половиной километра приходится идти пешком.

Праздник в этой маленькой, но гостеприимной деревне прошел весело. Давно Ворот не видел столько людей, не слышал столько песен. На праздник сюда приехали приглашенные гости и народный ансамбль «Смоляночка», который радовал всех звонкой народной песней. Долго еще здесь во все стороны разносились голоса, лилась рекой песня, нарушая окружающую тишину…  А когда-то в деревне кипела жизнь. По словам местных жителей, деревня раньше называлась  Воротовская Слобода. До Великой Отечественной войны Ворот и нынешняя Слобода были единым целым. Даже названия учреждений остались прежними, Воротовской школы, например, или почтового отделения «Ворот». Старожилы рассказывали, что когда-то деревня простиралась до дороги на Пекалин. Лет пятнадцать назад по полю в разброс здесь стояли хатки.

… А теперь нынешние жители Ворота сохраняют память о той большой деревне. Специально не спиливают вековые липы и дубы. У Андрея Витальевича Передерия они, к примеру, растут прямо на участке… Деревья шумят, напоминая о днях минувших, шумят, всем ветрам вопреки…

Наталья ТЫШКОВСКАЯ.

Фото автора.

Информацию читайте в № 237-240 от 12.08.2017 г.