Житель агрогородка Слобода Геннадий Анатольевич Дещенко родился в городе Бухарест в Румынии. Отец его был военным. Семья переехала в Западную Украину, где отец проходил службу (работал он в НКВД) и мальчик там пошел в школу. Дальше жили у родителей отца, где Геннадий Анатольевич окончил школу и поступил в Васильковское военное авиационное училище ВВС. Окончил его в 1967 году в звании лейтенанта и был направлен служить в Закавказкий военный округ под Кутаиси в командировочный авиационный полк, где отслужил два года. Затем поступил в Киевское высшее инженерно-авиационное училище ВВС – филиал Академии имени Жуковского. После окончания в 1973 году его назначили заместителем командира истребительного авиационного полка по ИАС. Через три года стал начальником летающей авиационно-технической лаборатории в Ташкенте.

 

Житель агрогородка Слобода Геннадий Анатольевич Дещенко родился в городе Бухарест в Румынии. Отец его был военным. Семья переехала в Западную Украину, где отец проходил службу (работал он в НКВД) и мальчик там пошел в школу. Дальше жили у родителей отца, где Геннадий Анатольевич окончил школу и поступил в Васильковское военное авиационное училище ВВС. Окончил его в 1967 году в звании лейтенанта и был направлен служить в Закавказкий военный округ под Кутаиси в командировочный авиационный полк, где отслужил два года. Затем поступил в Киевское высшее инженерно-авиационное училище ВВС – филиал Академии имени Жуковского. После окончания в 1973 году его назначили заместителем командира истребительного авиационного полка по ИАС. Через три года стал начальником летающей авиационно-технической лаборатории в Ташкенте.

– А потом началась война в Афганистане, – вспоминает Геннадий Анатольевич. – 27 декабря 1979 года в составе полка ночью мы перелетели на аэродром Багран, что под Кабулом. И сразу случились потери. В первый день перелета у нас погибло два самолета, а с ними экипажи и десантники. Они даже не успели долететь.

 

В первый раз в Афганистане Геннадий Анатольевич пробыл три года. Жили они в палатках, в землянках год-два, постепенно обустраивались, строили разборные домики. Было нелегко. Когда вернулся в мае 1983 года, ему пришлось выбирать, где служить дальше, в Минске или Киеве. Его супруга мечтала о жизни в Киеве, но Геннадию Анатольевичу сказали, что нужно ждать до августа, а в Минск можно было переезжать в июле. Тогда Людмила Владимировна выбрала Минск, где Геннадий Анатольевич стал  заместителем главного инженера ВВС. Два года семья пробыла в Минске, где они получили служебное жилье. Но потом кадрового военного направили заместителем командующего воздушной армии по вооружению Туркменистанского военного округа.

– До конца войны в Афганистане  был там заместителем командующего по вооружению воздушной армии, – рассказывает Геннадий Анатольевич. – На мне было поддержание боеготовности, исправности самолетов и вертолетов, обучение летчиков. Туда приезжали ребята со всего Союза, которые никогда не видели войны, летали над лесами и полями. А там были тяжелые условия – горы, ущелья. Летный состав приходил на год, потом менялся. Считалось, что если первые два месяца выживешь, значит, будешь жить.

После окончания военных действий Геннадию Анатольевичу Дещенко предложили пойти военным советником заместителя командующего ВВС и ПВО по вооружению Сирийской Арабской Республики на три года. Там он встретил развал СССР и автоматически перешел на службу в Российскую армию. Вернулся в Москву, хотя семья оставалась в Минске,  через полгода написал рапорт об увольнении и вернулся назад гражданским человеком.

 

За годы службы Геннадий Анатольевич Дещенко награжден тремя орденами и четырнадцатью медалями СССР, орденом Афганистана, орденом Сирии.

После возвращения на «гражданку» четыре месяца проработал таксистом. Потом стал  директором авиакомпании «ТехАвиаСервис», осуществлявшей грузовые и пассажирские перевозки в Париж, Тунис, Хургаду, Дамаск, одним словом, по всему миру. Но, когда в Монголии погиб самолет АН-12 с экипажем, компанию продали. И Геннадий Анатольевич перешел работать в компанию «БелТех- Экспорт» заместителем начальника управления авиационной техники. Там он проработал семнадцать лет, и в прошлом году, когда ему исполнилось семьдесят лет, он ушел на заслуженный отдых.

С 17 лет жизнь Геннадия Анатольевича была связана с авиацией. И сейчас ему звонят, обращаются за консультацией. За это время он побывал в 59 странах. Занимался обучением летчиков в Алжире, в Сирии, Судане, Уганде, Перу, Эквадоре. Марокко, Египте и т.д. Сроки пребывания там были разные: от недели до нескольких лет.

 Вспомнил полковник в отставке и про свои боевые вылеты во время службы в Афганистане:

– Я летал в составе экипажа, мы ходили в разведку. Однажды горел в падающем вертолете, сильно обгорели ноги. Помню, приехал в Ташкент на побывку, сынишка был тогда еще маленький. Я был весь в бинтах, он увидел меня и как закричит: «Ура! Папу ранили!». Для него это было гордостью, а жена не смогла сдержать слез. Сейчас вспоминаешь и не веришь в реальность происходящего тогда в Афганистане, что все это люди смогли выдержать. Помогало то, что мы были молоды, был азарт, гордость за свою страну. Многие тогда посылали рапорта, чтобы попасть в Афганистан. Хотя многие и не вернулись.

Вспомнил Геннадий Анатольевич случай, когда перед самой отправкой домой поступил приказ вывести наши вертолеты. Технически это было сложно сделать: нужно было где-то дозаправляться, а сделать это было негде. Войск там не было, один батальон спецназа охранял аэродром. Пришлось делать шланги, ставить дополнительные бочки, наливать в них топливо. При этом на аэродроме ни одна лампочка уже не горела. Летчики ночью взлетали на самолете в полной темноте. Благо, подсобил товарищ Геннадия Анатольевича: отправил три самолета и те навесили по маршруту следования вертолетов «люстры» – светящиеся авиабомбы. Таким образом, летели  словно по коридору.

– Дружба, проверенная войной, – самая крепкая, – уверен Геннадий Анатольевич . – Мы всегда поддерживали друг друга. И сейчас, когда он погиб, а жены наши общаются.

В Афганистане у военнослужащих было неписанное правило: если погибал экипаж, его обязательно вытаскивали. Это был непреложный закон: никого не оставить, ни мертвого, ни раненого. Потому что все знали, как издеваются там над пленными. Все знали, если что-то случится, вытащат обязательно.

А еще, возвращаясь с Афганистана после первого трехлетнего пребывания, Геннадий Анатольевич дал себе зарок: если вернется живым, бросит курить. И с тех пор не курит. Хотя  в Афганистане курил по две пачки в день.

Сегодня те, кто прошел Афганистан, составляют своеобразное братство. По мере возможности они встречаются. Обязательно – 15-ого февраля на Острове слез в Минске, где те, кто остался, идет в одной колонне под авиационным флагом. Потом ветераны  объезжают кладбища, где похоронены ребята, не вернувшиеся с Афганистана, возлагают цветы, вспоминают минувшие дни. И так каждый год – это для них святой долг. Ведь пока они помнят, погибшие товарищи находятся среди них. 

Нужно сказать, что о самолетах, да и о вертолетах Геннадий Анатольевич знает все. За время службы освоил более 25 единиц воздушной техники. Это – самолеты МИГ-15, 17, 21, 23, 25, 27, СУ-17, 22, 24, АН-12, 26, ТУ-134, 154, из вертолетов: Ми-8, 24, 25, 6, 26 и т.д.  На каждый тип машины приходилось переучиваться, проходить переподготовку. Где-то учились прямо на заводе-изготовителе, многое осваивали самостоятельно, по книгам и пособиям.

– Когда я еще был начальником летающей авиационно-технической лаборатории в Ташкенте, – вспоминает Геннадий Анатольевич, – одной из моих должностных обязанностей была проверка знаний летного и инженерного состава на знание техники. И всегда считал так, если я проверяю, значит, я должен лучше знать. Поэтому сидел ночами, изучал. С тех пор столько книг и конспектов осталось.

Летающая авиационно-техническая лаборатория – отдельное подразделение воздушной армии, которое занималось расследованием всех авиационных аварий и катастроф. За свою службу Геннадий Дещенко расследовал более четырехсот «ям» – так назывались места, где падали самолеты и вертолеты. Как начальник лаборатории, Геннадий Анатольевич руководил работами: специалисты искали причины падения, обосновывали, делали выводы.

В наши дни, вспоминая о службе в Афганистане, полковник Дещенко уверен, что выжить там помогла семья, о которой нужно было заботиться. Супруга Людмила Владимировна, с которой они учились еще в школе, стала для него надежным тылом. Они поженились сразу после окончания училища, и дальше все время были вместе, воспитали двоих достойных детей.

Наталья ТЫШКОВСКАЯ.

Фото из личного архива героя публикации.

Информацию читайте в № 349-352 от 22.11.2017 г.