В минувшую субботу Смолевичский район посетил министр образования Республики Беларусь Игорь Васильевич Карпенко. В начале своего визита он провел прием граждан в райисполкоме, а после встретился с педагогической общественностью района в государственном учреждении образования «Смолевичский профессиональный аграрно-технический лицей». На встрече также присутствовали председатель Смолевичского райисполкома Михаил Гаврилович Загорцев, заместитель председателя райисполкома Александр Викторович Шлыков, начальник отдела образования, спорта и туризма Смолевичского райисполкома Илона Юрьевна Достанко.
Встреча была построена в форме диалога, что позволило присутствующим получить ответы на все интересующие их вопросы. А у руководителей учреждений образования, их заместителей, педагогов, которые на протяжении нескольких лет показывают стабильные результаты в подготовке будущего поколения, а также молодых специалистов, их было немало.
В начале разговора заместитель председателя райисполкома Александр Викторович Шлыков рассказал о тех задачах, которые сегодня поставлены руководством района перед педагогическим корпусом. Они достаточно конкретны и понятны и касаются не только вопросов кадрового обеспечения, но и педагогической деятельности, которая позволяет двигаться вперед и показывать значимые результаты.
Разговор, который начал министр образования, был веским и поднимал актуальные на сегодняшний день вопросы. Так, в начале своего выступления Игорь Васильевич Карпенко отметил, что со дня своего назначения он проехал буквально все регионы страны, где основное внимание уделял положению дел в сельских, малокомплектных школах, учреждениях дополнительного образования. Министр образования также обратил внимание на недостаточную оснащенность учебных заведений. Он отметил, что в этом направлении нужно сделать определенные шаги – модернизировать оснащение в максимально сжатые сроки, причем делать это нужно эффективно и централизованно.
Министр образования Игорь Васильевич Карпенко коснулся темы учебников: «Я более чем уверен, что учитель, который методически подкован, который в совершенстве владеет методиками преподавания, даже при плохом учебнике может хорошо построить учебное занятие. Определенные проблемы в этом плане, конечно, могут возникнуть у молодого учителя. В данном случае учебно-методические комплексы позволят быстро сориентироваться в профессии и набрать багаж необходимого опыта. Хотя сегодня в этом направлении есть определенные подвижки: действует образовательный портал, где представлены электронные учебники, различные методические пособия, вспомогательный материал».
Дальше он затронул тему, относящуюся к системе переподготовки и повышения квалификации кадров. На его взгляд, она должна работать рационально и не повторять материал, который изучается в высших учебных заведениях. Кроме этого, она должна развивать новые направления деятельности и давать новые методические рекомендации, рассказывать о нововведениях, которые нужно апробировать, внедрять, осваивать. Так, в ближайшее время планируется подробно изучить содержание работы учреждений, которые занимаются переподготовкой кадров.
Игорь Васильевич Карпенко еще раз подчеркнул, что в Министерстве образования на оптимизацию смотрят не с позиции сокращения штатов, а с позиции коррекции содержания образовательного процесса и повышения его качества.
И это касается не только учебников, технических средств обучения, профессионализма учителя, оснащения учреждений, но и, в большей степени, контроля качества общеобразовательного процесса. Как заметил министр, не исключено, что в новом учебном году могут начать проводиться министерские контрольные срезы. Это будет повод и для педагогического коллектива проанализировать свою работу, а для районных отделов образования – сориентироваться и проводить свои срезы. «Опять же, речь не идет о том, что все это должно проходить поголовно, – акцентировал Игорь Васильевич Карпенко, – и вся работа должна быть посвящена только этому. Хотелось, чтобы мы, выстраивая систему контроля качества, понимали и определенную ответственность всех субъектов образовательного процесса».
Следующим моментом, на котором остановился Игорь Васильевич Карпенко, стал вопрос владения иностранным языком.
По мнению министра образования, если мы в ближайшие несколько лет не сможем в высших учебных заведениях предложить, даже странам СНГ, преподавание на английском языке, то потеряем экспорт услуг. «Так как в этих странах русский язык перестали изучать в том объеме, как раньше, – заметил Игорь Васильевич, – они хотели бы получать образование на английском языке. К сожалению, мы не везде это можем предложить».
Актуальной проблемой на сегодняшний день является вопрос планирования и прогнозирования кадровой потребности. «Мы должны своевременно реагировать на потребности рынка труда, реального сектора экономики, – заметил Игорь Васильевич Карпенко. – До недавнего времени было так: Министерство образования выступало в роли заказчика подготовки кадров и само занималось их подготовкой. Но мы не можем четко знать, какова сегодня потребность в тех или иных кадрах в различных отраслях экономики. Да, наши профтехи, колледжи, ВУЗы пытаются решать какие-то вопросы с работодателем. Но, думаю, правительством было правильно принято решение, что ближайшим и долгосрочным прогнозированием кадров должно заниматься Министерство труда и социальной защиты вместе с Министерством экономики».
Министр образования говорил и о том, что в этом году сокращен набор на некоторые специальности. Это касается юридического, экономического и некоторых специальностей гуманитарного профилей. Перераспределение идет в пользу технических специальностей. Немного сократили набор в частные ВУЗы. По мнению Игоря Васильевича, эта тенденция к массовому получению высшего образования начала обесценивать содержательные аспекты. «Мы видим эту тенденцию и сейчас работаем над программой «Правила приема в высшие учебные заведения, – заметил министр. – Но опять же, никаких глобальных новаций не появится. Все введения будут проведены в установленные сроки».
Отдельно министр остановился на вопросе эффективности профильного обучения. «Что касается профильного обучения, – обратился с просьбой к педагогам Игорь Васильевич Карпенко, – то оно должно решать главную задачу – поддерживать мотивацию к профессии. Так, учащийся должен не просто закончить класс, к примеру, химико-биологичской направленности, а потом с сертификатом ходить по ВУЗам в надежде, что куда-то да и поступит. Хотелось, чтобы выпускник был мотивирован к конкретной профессии. Даже, если он не поступит с первого раза, пусть пробует свои силы в следующий раз, но именно в получении той профессии, которой хотел бы посвятить всю свою жизнь».
В заключение своего выступления Игорь Васильевич Карпенко напомнил собравшимся о ценности и значении корпоративного духа.
Дальше педагоги задавали интересующие их вопросы, на которые министром образования нашей страны были даны исчерпывающие ответы.
Наталья ТЫШКОВСКАЯ.
На снимках: во время встречи министра образования Республики Беларусь Игоря Васильевич Карпенко с представителями педагогической общественности Смолевичского района.
Фото автора.
Информацию читайте в № 133-136 от 6.05.2017 г.