Жизнь современного общества регламентирована огромным количеством законов и правил. Принимая решения о том, допустимо ли то или иное действие, или как грамотно разрешить возникшую конфликтную ситуацию, мы, безусловно, руководствуемся именно ими. Поэтому обойтись без юристов сегодня просто невозможно: они помогают и людям, и организациям, опираясь на действующее законодательство, принять верное решение в той или иной ситуации, составить заявление в суд, отстоять интересы обратившего за помощью и многое другое.
Именно юристом со школьной скамьи мечтала стать и Мария Криштапович. И свою мечту девушка воплотила в жизнь. После окончания школы она поступила на юрфак БГУ, а затем пришла на работу в Смолевичский РОВД, дознавателем. С образованием Следственного комитета — стала нести службу в Смолевичском РОСК. Сегодня старший лейтенант юстиции Мария Криштапович расследует преступления против половой неприкосновенности или половой свободы и др.
— Выбирая будущую профессию, одним из критериев было то, что мне хотелось помогать людям, — рассказывает она — Устраиваясь на работу в правоохранительные органы, я не думала о романтике профессии, знала, что работа сложная. Но, конечно, не совсем представляла до конца ее тонкости. С образованием Следственного комитета в наше ведомство перешло и расследование таких преступлений, которые были подследственны прокуратуре. Да и на смерти, тяжкие преступления дознаватели не ездили… Пришлось несколько изменять систему своей работы.
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси, и профилактике данной категории преступлений уделяется особое внимание. Тем не менее, особую озабоченность вызывают преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних.
— Преступления против половой неприкосновенности — тема щекотливая, — признается следователь. — И знание психологии нужны, и выдержка… Первое дело расследовать для меня было нелегко… Подозреваемый-то рассказывал, не стеснялся. А вот мне это осознать, через себя пропустить, что человек мог совершить такое, было сложно. Вообще, любое расследуемое дело хочешь или не хочешь, а пропускаешь через себя, только относиться к этому начинаешь уже по-другому. Всегда сложно видеть людское горе. Хотя многие считают бедой ту же кражу. Нет. Когда люди теряют близких, или в отношении их родных совершаются тяжкие преступления — это действительно горе.
Следователь признается, что преступления против половой неприкосновенности или половой свободы — латентные, и многие потерпевшие умалчивают о них, скрывают, боятся огласки.
— Не нужно бояться обращаться за помощью, — говорит Мария Криштапович. —Огласки не будет никакой при расследовании этих преступлений. В моей практике есть случаи, когда подобные преступления совершались в отношении детей, и даже двоюродные родственники не знали о случившемся. Не нужно опасаться, обращайтесь в Следственный комитет — вам помогут и вас защитят.
Удовольствие от своей работы, как признается следователь, она получает, тогда, когда виден результат, а это значит, что лицо, совершившее преступление, осуждено и несет наказание. Ведь это значит, что большая работа проведена не напрасно.
— Я думаю, что девушки- следователи, вопреки расхожему мнению, более аккуратны, щепетильны, особенно — при расследовании моей категории дел, — говорит Мария. — Но, выбирая эту профессию, девушкам следует, конечно, учитывать особенности своего характера. Я же не вижу себя в другой профессии…
Ольга ЦЫБУЛЬКО.
Фото Александра ВОЛОДЬКО.
Информацию читайте в № 361-364 от 2.12.2017 г.