Самое главное в работе любого предприятия, учреждения — коллектив. Так или иначе, все зависит именно от людей, которые отдают выбранному делу свои знания, опыт и нацелены на результат.
Школа — место особое. Как для учеников, так и для педагогов. Во все времена именно школа была (и остается до сих пор) центром знаний, творчества, единства, сплоченности… Этот список можно продолжать бесконечно долго.
И именно здесь, в школе, работают люди, которые посвящают свою жизнь детям. Они ежедневно приходят на работу, чтобы сеять вечное, доброе, мудрое в умах и сердцах подрастающего поколения.
Валентина Константиновна Бутор — учитель русского языка и литературы ГУО «Курковский УПК детский сад — средняя школа» — в школе работает более 35-ти лет. За это время воспитала и выучила не одно поколение.
— Как бы странно это не звучало, я работаю в этой школе с прошлого века, — улыбается Валентина Константиновна. — В профессию пришла, можно сказать, случайно. Знаете, раньше ведь все не так было. Это сейчас проводится огромная профориентационная работа, и к 11-му классу ученик уже твердо знает, кем хочет стать. В мои школьные годы было по-другому. Мы выписывали газету «Знамя юности». Там была рубрика «Куда пойти учиться». Вот однажды я обратила внимание на заметку про Могилевский педагогический институт и решила, что поступать буду в этот ВУЗ. И поступила. Выбрала филфак.
Но, наверное, выбор педагогического был, все же, не случайным. Являясь уроженкой деревни Шпаковщина Смолевичского района, Валентина Константиновна училась в Усяжской средней школе. И на выбор выпускницы повлиял пример ее учителей — Инги Федоровны Клыпутенко и Неллы Павловны Геречинской.
— Нелла Павловна вела у нас физику, — рассказывает Валентина Константиновна. — Ее уроки были очень интересными, информативными, насыщенными. Физику в школе знали все. Нелла Павловна была очень сильным учителем. Инга Федоровна, которая преподавала язык и литературу, восхищала меня умением заинтересовать и увлечь нас, школьников, своим предметом. На ее уроках, несмотря на то, что классы были большими, стояла такая тишина, что слышно было, как муха пролетела. Это меня всегда завораживало. Наверное, именно благодаря примеру этих замечательных педагогов, я пришла в профессию и нисколько об этом не жалею.
Сегодня на уроках Неллы Павловны ребята учатся не только грамотно писать, но и понимать, чувствовать язык. Для этого, конечно, нужно много читать. И не просто механически, а впитывая каждое слово, пропуская его сквозь себя. Именно чтение делает людей грамотными. Кроме уроков языка, Валентина Константиновна, конечно же, преподает литературу. На этих уроках она учит ребят понимать даже не сами произведения, а их значение для каждого отдельно взятого человека, докапываться до сути, выделять самое важное и улавливать настроение той или иной книги.
— К сожалению, — отмечает филолог, — в наше время мало читающих детей. И увлечь ребят чтением очень сложно. Соответственно, подрастающее поколение обладает не слишком широким словесным запасом. Дети менее внимательны: глядя в книгу, часто думают о своем. Но мы учимся жить по-другому. Стараемся запоминать, пересказывать. Это очень важно для развития памяти, грамотности и общего развития в целом. Сейчас дети очень подкованы в сфере информационных технологий. Они на «ты» с компьютерами, планшетами. И мы учимся друг у друга. Это очень значимо. Я учу их тому, что знаю сама, что считаю важным и главным в жизни, а они, в свою очередь, открывают мне глаза на многие вещи. Так и взаимодействуем, и учимся, и дружим.
Помимо непосредственно учебного процесса, педагог участвует в процессе воспитания школьников как классный руководитель. Для 17-ти девятиклассников Валентина Константиновна вторая «мама». С ними она проводит много времени, стараясь разнообразить школьную жизнь мероприятиями, поездками.
Путешествия — это еще одна неотъемлемая часть жизни нашей героини. Страсть к путешествиям была присуща ей с самых ранних лет. Валентина Константиновна побывала в разных уголках бывшего СССР. Особенно впечатлили ее Закарпатье, Дальний Восток. В конце прошлого года педагог побывала во Львове, теперь планирует поездку в Смоленск.
С учащимися они посещают различные музеи, театры г. Минска. И делают это не реже одного-двух раз в месяц.
Помимо всего прочего, с 2002-го года Валентина Константиновна является руководителем школьного краеведческого музея. Она стояла у истоков его создания. Вместе с учащими, педагогами собирали экспонаты. Сегодня в школьном музее Курковского УПК их более четырехсот. Есть среди них и особенно ценные — например, старинная немецкая гармонь, а также тканые скатерти, полотенца, предметы одежды и быта. Например, на фото Валентина Константиновна демонстрирует свадебную рубашку своего отца, которая заняла достойное место среди экспонатов музея.
Также Валентина Константиновна является руководителем объединения по интересам «Музейное дело», преподает факультатив по русскому языку.
С уверенностью можно сказать, что этот человек состоялся в профессии, нашел себя. Здесь она чувствует себя уютно, уверенно, комфортно.
— У нас очень хороший дружный коллектив, — говорит учитель. — Понимающее, грамотное руководство. Все вместе мы как единое целое, и в то же время каждый из нас старается работать так, чтобы приумножать все то хорошее и доброе, что есть сейчас.
Состоялась Валентина Константиновна и как женщина. Вырастила и воспитала двоих детей. Дочь Анна — фармацевт, сын Олег, окончив военную Академию, работает в строительной сфере.
Счастливая мама, учитель, руководитель музея, классный руководитель — у Валентины Константиновны много ипостасей, и каждая из них в жизни женщины — главная. Потому что жизнь без работы — немыслима, а работа без семьи — безрадостна. При этом, впереди еще много планов, идей, дорог к их воплощению, а также новых событий, открытий и свершений.
Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.
На снимке: учитель русского языка и литературы ГУО «Курковский УПК детский сад — средняя школа» В.К.Бутор.
Фото А. ВОЛОДЬКО.