Главное отличие профессии педагога
от других профессий заключается в том, что она относится к классу преобразующей
и управляющей одновременно. Именно педагог призван управлять процессом
интеллектуального, эмоционального и физического развития личности, формирования
ее духовного мира.

Все эти задачи ставила и выполняла в
своей профессиональной деятельности учитель русского языка и литературы Елена
Борисовна Розум.

Главное отличие профессии педагога от других профессий заключается в том, что она относится к классу преобразующей и управляющей одновременно. Именно педагог призван управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития личности, формирования ее духовного мира.

Все эти задачи ставила и выполняла в своей профессиональной деятельности учитель русского языка и литературы Елена Борисовна Розум.

Ее путь в профессию был определен временем. Дитя войны, получив среднее образование в СШ №1 г. Смолевичи, она искренне хотела учиться дальше, приобрести профессию. Желание стать хорошим специалистом, принести как можно больше пользы людям, сделать жизнь лучше — мечта многих мальчишек и девчонок того времени. Профессия учителя была очень востребована. Именно она открывала в каждом ребенке возможность реализоваться во взрослой жизни квалифицированным специалистом и хорошим человеком.

Елена Борисовна абсолютно безошибочно, как показало время и ее жизнь, выбрала профессию педагога.

После окончания Могилевского педагогического института, получив диплом с квалификацией учитель русского языка и литературы, Елена Борисовна по распределению направлена на работу по приобретенной специальности в СШ д. Липень Могилевской области. Там она встретила своего будущего мужа Ивана Иосифовича Бранта. Вскоре они стали семьей, и у них родился сын Валерий.

В конце 60-х годов Елена Борисовна с семьей переезжает на свою малую родину в г.Смолевичи.

Поработав некоторое время воспитателем в детском саду №1 г. Смолевичи, затем учителем русского языка и литературы в СШ тогдашнего поселка Орджоникидзе, в 1971 году Елена Борисовна Розум была принята на работу в СШ №1 г.Смолевичи учителем русского языка и литературы. В новый коллектив она принесла с собой культуру общения и поведения, педагогический такт, доброжелательность и личное обаяние. Эти качества сразу же оценили ее коллеги.

Установка на постоянное самосовершенствование, любовь к предмету, который она преподавала, очень скоро сделали ее любимым учителем своих учеников и уважаемой коллегой среди многочисленного педколлектива СШ №1 г.Смолевичи.

Мне посчастливилось работать с Еленой Борисовной Розум в указанной школе и в качестве руководителя, когда я работал директором этой школы, и в качестве коллеги по «кафедре» русского языка и литературы.

Как директор я очень высоко ценил ее педагогическое мастерство. Она по праву была ведущим специалистом не только в СШ №1 г. Смолевичи. Долгое время она возглавляла методическое объединение учителей русского языка и литературы.

Елена Борисовна Розум одна из первых тематически показательно оформила кабинет русского языка и литературы. Все, что было необходимым в работе учителя и учащегося, было представлено в кабинете.

Неконфликтная, эмоционально уравновешенная, всегда собранная, уверенная в себе, умеющая владеть собой и управлять работой детей — эти качества Е.Б. Розум я всегда ставил в пример.

Как коллеге мне импонировало ее умение вызывать интерес у детей к изучаемому предмету и доходчиво излагать учебный материал, умение придавать личностную окраску преподаванию. Ведь учитель литературы призван не только помочь учащемуся выяснить идею произведения, но и научить ребенка мыслить самостоятельно, увидеть и принять прекрасное и отвергнуть негативное. И вообще, задумываться о смысле во всем.

Литература для Е.Б. Розум оказалась тем широким полем деятельности, с благодатной почвой, где вырос и расцвел цветок ее педагогического таланта.

Елена Борисовна охотно делилась свои умением и опытом, ее открытые уроки были действительно показательными, учебными. Мы, ее коллеги, искренне восторгались ими.

Одна из задач учителя языка — научить, кроме грамотности, правильно излагать свои мысли. В связи с этим Елена Борисовна любила говорить: «Если, прочитав произведение, не знаешь, о чем написать в своем сочинении, задай себе вопрос и ответь на него». Этот совет всегда помнили те, кто писал свои сочинения.

Я тоже хочу воспользоваться этим советом, хотя я и знаю, о чем писать, и задать себе вопрос: «Какого педагога любят дети?» Ответ: «Доброго, уравновешенного, тактичного, справедливого, знающего и любящего свой предмет и своих учеников». Всеми этими качествами в полной мере обладает поистине заслуженный учитель Елена Борисовна Розум.

Сегодня Елена Борисовна живет со своим вторым сыном Дмитрием и не занимается педагогической деятельностью, но из-за этого она не стала менее любимой, уважаемой для бывших своих учеников и коллег, в том числе и меня.

 

Владимир Михайлович ШАБЛИНСКИЙ.

 

Информацию читайте в № 97- 100 от 06.04.2016г.