Территориальная оборона в системе национальной безопасности
Система территориальной обороны Беларуси начала создаваться 10 лет назад. Это был период смелых экспериментов, научных исследований и учений, позволивших обосновать наиболее перспективные направления военного строительства, укрепления обороноспособности страны, в том числе путем создания принципиально новой системы территориальной обороны.
Почему потребовалось создавать новую систему территориальной обороны именно на рубеже ХХI века?
Прежде всего потому, что изменились сущность войны и содержание вооруженной борьбы.
Современная война — это уже не вооруженное противостояние, о котором мы знаем из учебников по военной истории, литературы и художественных фильмов.
События последних двух десятилетий наглядно демонстрируют нам примеры так называемой войны без правил, когда первоочередными объектами поражения становятся даже не сами вооруженные силы, их личный состав, техника и вооружение, а инфраструктура государства, людские ресурсы, обеспечивающие ее бесперебойное функционирование.
Важнейшей особенностью современной войны является также широкое применение террористических методов борьбы.
Нет единой линии фронта, необычайно рассредоточены силы и средства при одновременном охвате огромных территорий. Противника нет, но он везде, он способен проявлять уникальную изощренность в нанесении избирательных ударов по жизненно важным центрам.
Новый взгляд на обеспечение военной безопасности заключается и в том, что в будущем основная угроза может исходить не только от регулярных армий, но и от всевозможных криминальных и других экстремистских организаций, участники которых объединены в некие сетевые структуры.
Примечательно то, что знаменитое «иду на вы» незаметно превратилось в анахронизм. О начале войны никто не объявляет, ведь время начала боевых действий по своей сути является лишь очередным этапом уже развязанной агрессии, представляющей собой информационно–психологическую экспансию на сознание населения страны — объекта нападения. С использованием современных технологий, приемов и способов управления массами обществу навязывается утверждение о справедливых целях войны, день за днем, час за часом внедряется код, в котором агрессор выступает освободителем. В котором власть не способна защитить свой народ, и только помощь извне приведет его страну к светлому будущему. В этих условиях переход от мира к войне проходит практически незаметно. Осознание катастрофы приходит только тогда, когда начинают гореть дома, гибнут люди, останавливается транспорт, нет воды, электричества и тепла, когда «освободители» цинично и планомерно уничтожают все то, что еще недавно называлось благополучием.
И в этих условиях агрессор ведет войну прежде всего с населением выбранного им противника как ресурсом, обеспечивающим оборонительные действия. Соответственно в такой войне отсутствие у человека оружия в руках, отсутствие его принадлежности к военизированным формированиям абсолютно не является гарантией неприкосновенности как лично для него, так и для его родных и близких, имущества, дома, где проживает его семья, предприятия, где он трудится.
Поэтому вполне закономерно, что благополучие каждого гражданина напрямую зависит от его умения, способности и готовности защитить свою семью, свой дом, свой населенный пункт, то есть всего того, без чего невозможна полноценная жизнедеятельность.
стати, большинство стран наряду с регулярными армиями имеют в боевом составе военного времени территориальные войска. Примером могут быть Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Литва, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Швеция, Финляндия и многие другие. Граждане этих стран традиционно гордятся своей принадлежностью к этим войскам, а участие в плановых мероприятиях боевой подготовки воспринимают как почетные право и обязанность.
В большинстве государств именно на территориальные войска возлагаются задачи прикрытия мобилизационного развертывания вооруженных сил, охрана стратегических объектов и элементов военной и гражданской инфраструктуры, собственно ведение территориальной обороны.
Конечно, уместен вопрос: не пытаемся ли мы переложить традиционные функции Вооруженных Сил только на территориальную оборону?
Нет, не пытаемся. Территориальная оборона, наоборот, способствует освобождению армии от выполнения несвойственных ей задач, которые придется однозначно решать при введении военного положения и военных действий. Например, задачи по охране коммуникаций.
Кроме того, совершенно неверно считать, что в современных условиях полностью изживают себя регулярные вооруженные силы.
В Беларуси созданы Вооруженные Силы, которые способны решать задачи по обороне государства от агрессивных посягательств извне комплексно, качественно, профессионально. Для этого у них есть все необходимое.
Одновременно в системе обеспечения военной безопасности важная роль отведена территориальной обороне.
Соответственно территориальные войска не подменяют Вооруженные Силы, а их роль в обеспечении обороноспособности государства вполне можно охарактеризовать формулой — «не вместо, а вместе».
Соответственно на первом месте среди мер по подготовке страны к обороне стоит развитие в обществе патриотизма, воспитание у граждан чувства ответственности за защиту Отечества.
Эти положения в полной мере соответствуют нормативным актам, регламентирующим организацию территориальной обороны Республики Беларусь, важнейшим из которых является Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2011 года «Об утверждении Положения о территориальной обороне Республики Беларусь».
Территориальная оборона является важнейшей составной частью мероприятий, осуществляемых в соответствии с Планом обороны страны.
Ее целями являются:
придание обороне государства всенародного характера;
повышение возможностей военной организации государства по защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;
создание условий для устойчивого функционирования государственных органов и организаций, экономики, объектов инфраструктуры и жизнедеятельности населения Республики Беларусь при возникновении военной угрозы и в военное время.
Важнейшими задачами территориальной обороны являются:
охрана и оборона объектов;
выполнение отдельных боевых задач совместно с соединениями и воинскими частями Вооруженных Сил при отражении акта вооруженной агрессии;
борьба с десантно–диверсионными силами и незаконными вооруженными формированиями;
ведение вооруженной борьбы на временно оккупированной противником территории;
участие в усилении охраны участков Государственной границы Республики Беларусь;
участие в ликвидации последствий применения противником оружия;
участие в выполнении мероприятий по обеспечению поддержания режима военного положения и других мероприятий по обороне Республики Беларусь.
Для выполнения этих задач сформированы силы территориальной обороны, к которым относятся территориальные войска, а также специально выделяемые в соответствии с законодательством для решения задач территориальной обороны соединения, воинские части внутренних войск Министерства внутренних дел, территориальные органы внутренних дел, военизированная охрана организаций, находящихся на соответствующей территории.
Непосредственно территориальные войска организационно состоят из воинских частей и подразделений. Структура и численность войск утверждаются Президентом.
Развертывание территориальных войск происходит только в угрожаемый период, как и развертывание всех Вооруженных Сил, осуществляющих необходимые мобилизационные мероприятия в случае реальной военной угрозы. «Территориалы» выполняют боевые задачи на той же местности, где они постоянно проживают, их обеспечение возлагается на местные органы власти.
Общее руководство территориальной обороной осуществляет Президент Республики Беларусь — Главнокомандующий Вооруженными Силами.
Генеральный штаб организует территориальную оборону и координирует деятельность государственных органов и иных организаций, а также Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по выполнению задач территориальной обороны в мирное и в военное время.
Подготовка и ведение территориальной обороны основываются на принципах:
территориально–зонального построения территориальной обороны;
единства республиканского, военного и местного управления;
административно–территориальной подготовки и ведения территориальной обороны;
поддержания постоянной готовности органов управления, системы обеспечения территориальной обороны к формированию территориальных войск и развертыванию территориальной обороны;
тесного взаимодействия между государственными органами и органами военного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями при подготовке и ведении территориальной обороны;
сочетании централизованного и децентрализованного управления;
автономности действий сил территориальной обороны в административно–территориалных границах.
Таким образом, территориальная оборона строится по административно–территориальному принципу.
Непосредственное руководство территориальной обороной в зонах и районах осуществляют руководители местных исполнительных и распорядительных органов через штабы, а также соответствующих членов местных советов обороны.
В Беларуси создана достаточно гибкая система управления территориальной обороной.
В нашей стране создано семь зон территориальной обороны, территориально соответствующих областям и городу Минску.
Начальником зоны территориальной обороны является председатель облисполкома, а также председатель Минского горисполкома, которые в военное время возглавляют соответствующие советы обороны.
Начальником штаба — заместителем начальника зоны является военный комиссар военного комиссариата области и города Минска.
Начальниками районов также назначаются председатели соответствующих исполнительных комитетов, главы местной администрации. В военное время они возглавляют советы обороны районов и подчиняются соответствующему начальнику зоны.
Начальником штаба — заместителем начальника района является соответствующий районный или городской военный комиссар.
Начальники зон и районов несут персональную ответственность за организацию территориальной обороны, им подчиняются территориальные войска, а также другие силы территориальной обороны, расположенные в зоне и районе.
Результаты проверки системы территориальной обороны показали, что в этой области сделано достаточно много.
Разработаны и утверждены правовые акты, которые охватывают практически все направления подготовки и ведения территориальной обороны, достаточно четко регламентируется деятельность органов управления различных уровней в вопросах территориальной обороны как в мирное, так и в военное время.
Создана и эффективно функционирует система управления, оборудованы пункты управления штабов зон и районов территориальной обороны, разработаны документы военного планирования.
Проводится подготовка должностных лиц, органов управления территориальной обороны, воинских частей территориальных войск.
Созданы и хранятся необходимые запасы материальных средств, предназначенные для формирования территориальных войск и ведения территориальной обороны.
Все задачи территориальные войска выполняют в тесном взаимодействии с Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями.
Впереди еще предстоит многое сделать. Для этого необходима постоянная работа всех органов государственного и местного управления в этом жизненно важном направлении.
Каждый человек должен уметь защищать себя, свою семью, предприятие, на котором трудится, местность, на которой живет, а значит, и государство, гражданином которого он является.
Необходимо формировать понимание у самых широких слоев общественности, что территориальная оборона — это веление времени. Ее элементы уже сейчас должны присутствовать в системе национальной безопасности государства.
Уже сейчас должны бесперебойно функционировать важнейшие элементы территориальной обороны, которые в угрожаемый период и в военное время будут лишь максимально усилены:
все предприятия и организации, независимо от рода и профиля деятельности, должны быть под постоянной охраной с помощью внедрения и использования современных технических средств наблюдения и сигнализации, работы профессиональных сотрудников охранного профиля, регламентации трудового процесса, обеспечения безопасности труда;
безопасность транспортных коммуникаций, метрополитена, электростанций, газо–, нефтепроводов и других важных объектов должна строиться комплексно и эффективно с использованием самых современных технических средств и обученных кадров;
постоянно должна совершенствоваться система обеспечения безопасности в местах массового присутствия людей: парках, площадях, улицах, проспектах, спортивных и культурных учреждениях.
Успешной реализации этих задач способствуют меры, принимаемые в республике по совершенствованию правоохранительной деятельности, профилактике всех видов преступности, в том числе решительному пресечению свободного хождения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предотвращению незаконного транзита через границу оружия, наркотиков, теневых финансовых средств, нелегальной миграции людей.
В условиях войны или в угрожаемый период урон безопасности человека, коллектива, предприятия — это результат прежде всего профессиональной деятельности потенциального или реального агрессора. В мирное же время этот урон чаще всего допускается по причине банального разгильдяйства. Результат один — горе, боль, страдания людей.
Поэтому бдительность сегодня есть важнейший фактор обеспечения безопасности личности, общества и государства. Если человек набирает телефонные номера 101 или 102, заметив сорванный замок на двери подвального помещения у своего подъезда, — он уже выполняет жизненно важную функцию в системе территориальной обороны, участвует в обеспечении безопасности дома, где он проживает со своей семьей, своими соседями.
Кроме того, при комплексной организации обеспечения безопасности важных государственных объектов в мирное время как элемента территориальной обороны практически исключаются дополнительные финансовые затраты на эти задачи в военное время.
В то же время территориальная оборона в мирное время — это форма обучения граждан военному делу, обучения технологиям обеспечения безопасности самих же граждан, а значит, и личности, и общества, и государства.
Не случайно губернатор области, района облечен всеми руководящими функциями в системе территориальной обороны и в мирное, и в военное время. Кому, как не ему, глубоко владеющему всеми вопросами в своем регионе и в экономической, и в социальной сферах, руководить защитой этого региона. И генеральские погоны на плечах областных губернаторов — это не просто атрибут военной формы, это прежде всего высочайшая ответственность и важнейшие полномочия в системе территориальной обороны.
Для каждого бойца территориальных войск генерал–губернатор является прямым начальником, командиром, отвечающим за выполнение боевых задач. А централизация руководства по всей «вертикали» военного управления является основой успешного выполнения этих задач в любых условиях обстановки. Губернатор и в мирное, и в военное время несет личную ответственность за стабильную, бесперебойную работу предприятий, учреждений, коммуникаций, жизнь и здоровье людей в своем регионе. И эта стабильность достигается прежде всего тесными контактами в системе управления и взаимодействия на территории области или района. Немаловажным фактором, напрямую влияющим на слаженность действий территориальных войск, других войск и воинских формирований, является равноправное взаимодействие всех субъектов военных действий, когда генерал — командующий видом, родом войск, оперативным направлением руководит этими действиями совместно с таким же, как и он, генералом — начальником зоны территориальной обороны.
Упреждая вопросы о профессионализации армии в спектре рассматриваемых проблем, необходимо отметить, что профессионализация Вооруженных Сил в смысле способа их комплектования военнослужащими–контрактниками не имеет ничего общего с войсками территориальной обороны.
Боец территориальной обороны — это тот, кто по зову сердца готов стать защитником Отечества. Здесь слова «Родина» и «патриот» напрочь лишены формального смысла — каждый воин территориальных войск вправе произнести: «Вот моя Родина, и я ее защищаю». Это и есть патриотизм в самом высоком его понимании.
Здесь не должно быть равнодушных. Тогда не будет места на нашей земле террору и насилию.
Тем более что пуля, граната, мина, снаряд или ракета не разделяют людей по политической, религиозной или социальной принадлежности.
А значит, в деле территориальной обороны не может быть какой–либо политической подоплеки или разнополюсного социального подхода. Это дело всех и каждого!
Леонид МАЛЬЦЕВ, генерал-полковник, Государственный секретарь Совета Безопасности.
(Публикуется в сокращении)
Информацию читайте в номере 273 – 276 от 26.11.2011 г.