В стране продолжаются структурные изменения в экономике, в частности, и в системе предприятий Министерства промышленности. Уже создано восемь холдингов – наш ответ на вызовы мировой экономики, пораженной кризисом. И вот объявлено, что еще один холдинг занимает свое место в их ряду. Этот холдинг создан на основе ОАО “Белорусский автомобильный завод”, которое и стало управляющей компанией. Новая единица Белорусской экономики именуется “БелАЗ-Холдинг”.
Уже под эгидой холдинга будут работать такие предприятия Министерства промышленности, как СЗАО “Могилевский вагоностроительный завод”, становление которого происходило при участии Белорусского автомобильного завода и его «дочек», ОАО “БелАЗ-Сервис”, ОАО “Стародорожский механический завод”, ОАО “Кузлитмаш”, ОАО “Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования”. Ну, и, конечно же, Могилевский автомобильный завод, еще сравнительно недавно испытывавший серьезные экономические трудности, но после вхождения в объединение в качестве филиала ОАО “БелАЗ” существенно поправивший свои экономические дела.
С вхождением Российской Федерации – основного экономического партнера нашей страны – во Всемирное торговое объединение существенно изменились условия реализации на обширном российском рынке отечественной продукции, в том числе, карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, вспомогательной карьерной техники – автопогрузчиков, оросительных машин, бульдозеров, автомобилей технического обеспечения ходимости автосамосвалов и тягачей-эвакуаторов, аэродромных буксировочных тягачей, целого ряда средств транспортировки при подземных работах, автотехники для металлургической промышленности и так далее. Ныне, в связи со снятием ряда экономических барьеров на поставку похожей продукции зарубежных производителей, самую серьезную конкуренцию белорусским механизмам окажут такие гиганты машиностроения, как «Катерпиллер», «Коматсу», «Магирус». И хотя ОАО «БелАЗ» далеко не на последнем месте в мировом производстве карьерных автосамосвалов – считается, что оно занимает третье место на мировом рынке в этой области производства, – все же конкуренты у него очень и очень сильны, их давление на российском рынке было заметно и до вхождения этой страны в ВТО, а сейчас еще больше усилится. И такое преимущество товаров белорусского предприятия, как «цена-качество», заметно нивелируется.
Консолидация производственных сил в единый холдинг , как считают на ОАО «Белорусский автозавод» и в Министерстве промышленности, будет способствовать наращиванию мощностей по производству специализированной техники, повышения уровня отечественной продукции в конкурентной борьбе, как в ценовой, так и в области качества выпускаемой холдингом продукции. Все это будет осуществляться за счет модернизации действующих производств, на ряде структурных участков – полного технического перевооружения, использования самых современных технологий. Тем более, что автозаводцы, сравнительно недавно выпустившие 390-тонник, нацелились на еще большие результаты. В проектах конструкторов автосамосвалы супербольшой грузоподъемности – в пределах 500 тонн перевозимого груза и более. Кроме этого, здесь интенсивно работают над созданием автосамосвалов-автоматов, когда управление ими будет осуществляться не водителем в кабине машины, а роботизированной системой, контролируемой через спутник из единого диспетчерского пункта.
Хочется верить, что создание холдинга даст толчок реализации этих планов. Хотя, конечно же, основная нагрузка будет лежать на Белорусском автомобильном заводе, расположенном у нас, на Смолевиччине.
Владимир ЕВСЕЕВ.
Информацию читайте в номере 241-244 от 20.09.2012 г.