Шестой по счету пленэр «Лето в провинции» собрал участников в городе Несвиж, расширив границы их творческого поиска. В историко-культурном центре Беларуси – Несвиже – мечтает побывать, если не каждый художник, то каждый белорус, чтобы проникнуться легендами замка, культурным наследием города, побывать в живописных уголках этих благодатных мест.

На протяжении нескольких дней участники пленэра, а в этом году их приехало двадцать три человека, гуляли по городу, общались, а главное, творили. И творчеству их не было границ.

 

Шестой по счету пленэр «Лето в провинции» собрал участников в городе Несвиж, расширив границы их творческого поиска. В историко-культурном центре Беларуси – Несвиже – мечтает побывать, если не каждый художник, то каждый белорус, чтобы проникнуться легендами замка, культурным наследием города, побывать в живописных уголках этих благодатных мест.

На протяжении нескольких дней участники пленэра, а в этом году их приехало двадцать три человека, гуляли по городу, общались, а главное, творили. И творчеству их не было границ.

– Идея провести пленэр в одном из городов, откуда наши участники, возникла давно, – рассказывает идейный вдохновитель арт-пленэра «Лето в провинции» Наталья Алексеевна Каминская. – Один из педагогов–художников Марина Коновалова, к слову, являющаяся  постоянной участницей пленэра, как раз из Несвижа, предложила провести его там. Идею все поддержали, так как лучше города, чем этот, для воплощения художественных замыслов творческим людям найти трудно, поскольку Несвиж смело можно назвать историко-культурной столицей Беларуси. 

 

Не только хорошей погодой встретил Несвиж художников. Их разместили в прекрасном месте, руководство города разрешило им беспрепятственно передвигаться по территории  знаменитого Несвижского замка, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

– Мы запланировали для работы два объекта, – продолжает Наталья Алексеевна, – сам город, где можно писать бесконечно, и агрогородок Снов, где на берегу реки Сновка  находится двухэтажный дворец, который по проекту архитектора Б.Тычецкого построил Казимир Рдултовский. По некоторым данным дворец насчитывал сто комнат. Об этом имении многие из нас даже не знали. И были приятно удивлены, когда увидели, как оно хорошо сохранилось. Само здание очень красивое, живописное. Оно ярко оранжевого цвета, крыша по цвету такая же. На фоне зеленой природы оно, безусловно, производит  неизгладимое впечатление.  Рядом на кладбище, на месте сгоревшей деревянной часовни Петра и Павла, построена каменная церковь. Теперь это церковь Кузьмы и Демиана. В принципе, многие из участников пленэра неоднократно бывали в Несвиже, хорошо знают город, поэтому с местами, где будут писать, определились заранее. 

И действительно, художники не писали в одном месте. Они находили места, которые им по душе. Участники свободно посещали экспозиции замка, вечером делились впечатлениями, общались. И им было что сказать друг другу. Ведь с каждым разом территориальные границы пленэра расширяются: участники приезжают из разных городов. В этот раз к пленеровцам присоединились художники из Витебска и Мытищей, которые приятно удивили своими яркими работами, манерой письма. Своим присутствием порадовали и постоянные участники пленэра – члены Союза художников Беларуси Леонид Гомонов и Нина Пилюзина. Смолевичский край на арт-пленэре традиционно представляли заведующий художественным отделением Смолевичской ДШИ Наталья Алексеевна Каминская и педагог отделения Юлия Невейко.

 

Открытие пленэра состоялось в центральной районной библиотеке Несвижа. Во время открытия прошла выставка несвижских художников Марины и  Михаила Коноваловых. Не обошлось, конечно, и без концертных номеров художественной самодеятельности несвижчины. С приветственным словом к участникам пленэра обратились представители райисполкома.

К слову, программа пленэра была весьма насыщенной. Была организована экскурсия в дом-музей известного белорусского художника Михаила Севрука, посещение которого оставило после себя неизгладимые впечатления, а также выставка художника, чьи работы специально достали из запасников.

Пленэр «Лето в провинции»  обычно включает в себя какой-то мастер-класс, чтобы художники смогли еще чему-нибудь научиться. На этот раз его провела Марина Коновалова и продемонстрировала свое мастерство в росписи батика. Еще педагоги-художники посетили местную Ратушу, экскурсия проводилась в художественном ключе – акцент был сделан на искусство.

 – Конечно, как это     обычно бывает, мы много гуляли, фотографировали город, старались запечатлеть интересные места, попутно узнавали историю, – делится Наталья Алексеевна. – К нам часто подходили горожане, предлагали свою помощь. Впрочем, нас всегда, когда мы бываем на пленэрах в других городах, радушно воспринимают жители.

Закрытие пленэра проходило в городском Доме культуры Несвижа, где были выставлены все работы художников. На нем присутствовали заместитель председателя Несвижского райисполкома Александр Иванович Мойсеня и заместитель председателя Смолевичского райисполкома Александр Викторович Шлыков. В подарок городу художники оставили шестнадцать работ, в Смолевичи были переданы остальные. Художникам на память о пленере в городе Несвиже были преподнесены альбомы, посвященные творчеству Михаила Севрука. Смолевичская сторона предоставила художникам холсты, бумагу для акварели и масло.

– Несвиж принял нас очень радушно, – замечает Наталья Алексеевна. – Наверное, именно поэтому мы добавили к названию пленэра словосочетание «Без границ. Несвиж». Планируем, что в дальнейшем места проведения будут меняться и к словосочетанию «без границ» каждый раз станет добавляться новый город. Не исключено, что один из пленэров мы проведем на Мытищинской земле. Одна из участниц пленэра, которая приехала из Мытищей, сказала, что постарается организовать встречу художников в  городе-побратиме.    

На вопрос о том, не потерял ли пленэр «Лето в провинции» от того, что сменил прописку, Наталья Алексеевна уверенно ответила, что нет и даже напротив, смена города привнесла художникам новые впечатления, эмоции и опыт. Ведь раньше художники, даже когда работали в городе, постоянно перемещались, искали новые места, которые интересны с художественной точки зрения. К тому же, городские пейзажи пленэровцы писали редко, все больше – сельскую местность. Поэтому для них это был новый опыт. Тем более, Несвиж такой интересный город, богатый на исторические места.

 

– Многие художники писали акварели и у них получились довольно хорошие работы, – говорит Наталья Алексеевна. – Некоторых педагогов-художников пленэр настолько заряжает, что по возвращению домой они делают персональные выставки. Яркий пример этому Татьяна Лещенко. На первом пленэре ее одолевали сомнения, в принципе, как и всех нас. А сейчас она приехала и просто поразила всех своей акварелью. За это время она съездила на мастер-класс в Италию к известному художнику–акварелисту. Она даже ушла с должности директора, чтобы оставалось время для творчества. Первые два пленэра, когда мастер-классы проводил художник из Жодино Иван Макарович Тиряев, она внимательно слушала, внимала, а теперь ее работы он оценивает достаточно высоко.

Работы пленэровцев получились весьма интересными. Ведь у каждого художника свой взгляд, своя манера письма.  Художники все разные,  и этим процесс совместного творчества увлекательнее. Особенно если кто-то видит, что другой умеет что-то такое, чего не получается у других.  На пленэре всегда присутствует здоровая конкуренция.   Единственно, чего не хватает всем художникам, – времени, ведь всегда хочется побыть на пленэре подольше.

– Целый день писать невозможно, ведь нужно уловить нужный момент, который позволит передать сиюминутное состояние, – рассказывает о творческом процессе пленэровцев Наталья Алексеевна. – Конечно, оставлять свои работы жаль, ведь для художника очень важен сам процесс творчества. Можно конечно нарисовать картину еще раз дома, в мастерской, но это будет уже не то, не те эмоции, не будет того вдохновения. Итог творчества интересен больше для зрителя. Для нас, художников,  гораздо важнее передать свое ощущение по отношению к объекту, который пишешь на бумаге, а не просто срисовать. Работы, которые написаны на одном дыхании, сразу видны и оставляют особое впечатление от просмотра.

Наталья Алексеевна признается, что всегда испытывает высокое напряжение в процессе организации и проведении пленэра. И только, когда все разъезжаются по домам, можешь вдохнуть свободно.

 

– Признаться честно, уже хотелось сделать небольшой перерыв, – признается идейный вдохновитель выставки, – но участники не дают. Уже через месяц после окончания пленэра начинаются звонки, спрашивают, есть ли идеи на следующий год. Многие заранее готовят этюдники. Они ценят эту возможность – поехать на пленэр, пообщаться со своими коллегами. Ведь мы друг у друга учимся, поддерживаем, радуемся успехам один одного. Я не устаю повторять, что пленэр должен быть в радость, приносить удовольствие. Но участники не спешат отдыхать и праздно проводить время, ведь они приехали творить! Они с самого утра уже занимают места, которые облюбовали, и начинают писать. Иногда, до позднего вечера. А они уже приносят две–три работы. И вот это подстегивает.  

Участников арт-пленэра «Лето в провинции» уже пригласили в Лиду, где в одной из галерей города, возглавляет которую Ольга Лукьян, в ноябре откроется выставка пленэрных работ. Смолевичские зрители смогут увидеть работы этой осенью. Летом картины будут выставляться в сельском Доме культуры поселка Зеленый Бор. 

Наталья ТЫШКОВСКАЯ.

Фото участников пленэра.

Информацию читайте в № 217-220 от 26.07.2017 г.