Прошлый год в Минской области был объявлен Годом народного костюма. Перед работниками культуры столичной области стояла задача изучить одежду родного края, отыскать забытые сведения, чтобы сохранить их для потомков.  Первые итоги работы были подведены в  Любани на областном конкурсе по возрождению народного костюма «Традиционный костюм Минщины». На достигнутом решили не останавливаться… 

Прошлый год в Минской области был объявлен Годом народного костюма. Перед работниками культуры столичной области стояла задача изучить одежду родного края, отыскать забытые сведения, чтобы сохранить их для потомков.  Первые итоги работы были подведены в  Любани на областном конкурсе по возрождению народного костюма «Традиционный костюм Минщины». На достигнутом решили не останавливаться… 

В целом на конкурс было представлено более 40 костюмов и 7 коллекций кукол, воссозданных  белорусскими народными  умельцами столичного региона. Жюри оценивало гармоничную целостность костюмов, высокий уровень мастерства при их создании, глубокое изучение региональных традиций. Высоко была оценена и работа нашего творческого коллектива: Ирина Каминская и Ольга Мацулько были отмечены Дипломом III степени «За гармоничную целостность костюма».

Для создания костюма наши рукодельницы  провели огромную практическую и исследовательскую работу по изучению и сохранению региональных традиций белорусского народного костюма, освоению характерного для нашего региона кроя, техник ткачества, вышивки и приемов украшения.  Директор РЦР Ирина Каминская и аспирант Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси Ольга Мацулько представили на конкурс  женский повседневный костюм, который носили наши предки в довоенный период.  Специалисты говорят, что традиционные костюмы столичного региона не сохранились целиком и полностью. Сведений же про костюмы  Смолевичского края и вовсе нет. 

Эскиз костюма рукодельницы составляли по фотографиям, которые сохранились в семье Каминских, а также в семьях знакомых и родных. Архивных материалов по нашему району совсем мало, есть данные по костюмам, но они не относятся к смолевичскому строю. Все дело в том, что у нас много приезжих женщин, которые выходили замуж и приезжали к нам на жительство, привозя одежду с собой. Почему же не сохранилось никаких данных по поводу одежды, которую носили жители Смолевичей?  Мастера объясняют это тем, что о Смолевичах вообще не часто упоминается в исторических источниках. Связано это с расположением местечка Смолевичи, родом занятий его жителей, в старину большинство из которых были евреи, не имевшие своей земли и занимавшиеся промыслом, только появление железной дороги привнесло свои  изменения. Еще одно мнение связано с упоминанием о Смолевичах как о местечке, окруженном болотами, на территории которого жило много знахарей и колдунов, которые ничего не рассказывали и ничем не делились. 

Костюм, который сшит рукодельницами, максимально приближен к довоенному периоду по фактуре, материалу, цветовой гамме. Традиционный повседневный женский костюм того времени состоял из полушерстяной или шерстяной юбки темного цвета (это мог быть синий, коричневый, черный цвет), темного фартука на двух завязках, на один-два тона светлее юбки (фартук мог быть в мелкий рисунок), рубашки на пуговицах с откладным воротником и манжетами, а также двух платков, один из которых был ситцевым, меньшим по размеру, завязывался сзади, в мелкий горошек или клетку, второй – с бахромой, разных окрасок, складывался треугольником и накидывался поверх головы.  

Сегодня очень сложно восстановить, какую одежду носили предки в нашем регионе. Сложности есть с возрождением полного комплекса женского праздничного костюма, праздничного и повседневного мужских костюмов. Известно лишь то, что вся праздничная одежда хранилась в сундуках, ее одевали на большие праздники. Ходили в лаптях, сапоги обували только в церковь. Одежду часто перешивали, штопали.

…Сегодня очень важно возродить ту часть нашей национальной культуры, которая относится к белорусской национальной одежде. Ведь формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX — началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности, по которым отличали один народ от другого. Еще в далекие времена, взглянув на человека, можно было сказать об его национальной принадлежности, еще одежда могла рассказать о социальном статусе и материальном состоянии человека.

Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменный крой некоторых предметов одежды, ее форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён. Но, несмотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях. На территории Беларуси исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности. Поэтому среди всего многообразия важно воссоздать костюмы, характерные для нашего, смолевичского строя.

Мастерами была проделана значительная работа по восстановлению нашего культурного наследия – возрождению местных костюмов, но дальше без помощи жителей не справиться. Поэтому работники районного Центра ремесел обращаются к жителям города и района: если у кого-то сохранилась одежда или элементы одежды далекого прошлого, передайте ее в РЦР для создания экспозиции, а в дальнейшем, возможно,  музея костюма Смолевиччины. Под всеми экспонатами будет указано, кому они принадлежали, кто передал их в музей. Только совместными усилиями можно воссоздать атмосферу и моменты прошлого, которое с каждым днем уходит от нас все дальше и дальше. Все вместе мы можем сделать доброе дело и внести свою посильную лепту в создание экспозиции народного костюма, даже, если сначала это будет всего лишь музейный уголок.

Наталья ТЫШКОВСКАЯ.

Информацию читайте в номере 133 – 134  от 13.06.2012 г.