Любой посетитель, ступив на территорию детского сада, обращает внимание на окружающую обстановку и, оценив ее, судит о тех людях, которые здесь работают. Поэтому в каждом учреждении образования стараются благоустроить территорию так, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы родителей и интересы детей.
Чтобы здоровый образ жизни стал насущной потребностью ребенка, в нашем учреждении создана такая среда, которая включает систему здоровьесбережения, когда ребенок становится ее неотъемлемой частью. Создавая такое пространство, мы руководствуемся тем, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Для оздоровления воспитанников в летний период на территории детского сада создана «Экологическая тропа», где используются естественные природные и целительные факторы.
Деятельность на тропе обеспечивает игровую, познавательную, двигательную активность детей, в том числе – развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, а также предоставляет возможность общения и совместной деятельности, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Любая точка экологической тропы предполагает взаимодействие ребенка с природой, что снижает уровень тревожности и позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, таким образом, улучшается состояние психического здоровья детей.
В процессе ознакомления воспитанников с экологической тропой детского сада, мы используем ее назначение с целью приобщения к здоровому образу жизни: формируем у детей элементарные представления об игровой и здоровьесберегающей деятельности на экологической тропе; обогащаем знания о закаливающих, физических, игровых, двигательных действиях в окружающем нас мире; обогащаем словарь пословицами, поговорками о здоровье, которое приносит нам природа; помогаем применять полученные знания на практике в ходе игровой, здоровьесберегающей деятельности; развиваем физические качества, оздоровительные, познавательные способности в практической и исследовательской деятельности.
Для решения многих задач здоровьесбережения в летний период мы стараемся использовать всю территорию детского сада как можно полнее и эффективнее.
Деятельность ребят на тематических площадках организована так, чтобы она в полной мере способствовала развитию детей, была интересной, увлекательной и укрепляла детское здоровье. Так, к примеру, на тематической площадке «Красный, желтый, зеленый» мы закрепляем правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; при посещении площадки «Юный пожарный» у детей формируется компетентность, необходимая для определения тактики безопасного поведения, оказания первой помощи; в «Центре науки» во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует; в «Домике творчества» дети с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, используя природный материал, развивают мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью. На площадке «Копилка знаний» находятся накопители для природного и бросового материала, с которыми можно играть, экспериментировать. Это развивает у ребят конструктивные способности, пространственное мышление и глазомер. Также ребята узнают о свойствах предметов, окружающих их. Знакомятся с частями своего тела, с теми функциями, которые выполняют эти части тела. Деятельность в «Уголке туриста» позволяет детям делать выбор в пользу туризма, здорового образа жизни и пути к саморазвитию. На этой площадке они осваивают технические навыки, повышают выносливость, развивают мышцы, стимулируют деятельность организма и внутренних органов. На «Метеоплощадке» ребята учатся оценивать влияние погодных условий на детский организм, знакомятся с природными факторами, которые влияют на здоровье человека.
О каждом игровом участке можно сказать, что он предполагает психологический комфорт и безопасность, помогает обеспечить возможность укрепления физического и психического здоровья детей. Ребята могут свободно выбирать вид деятельности, возможность объединяться по интересам.
На участке каждой группы имеется игровое и спортивное оборудование: домики, столы, скамейки, теневые навесы, выносное оборудование и песочницы, притемняемые зонтами.
С удовольствием дети используют мини-бассейны для игр с водой. В свою очередь, эта деятельность оказывает закаливающий эффект.
Обогащая среду своего участка, педагоги стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей, что способствует укреплению их здоровья.
Рассматривая территорию нашего детского сада можно сказать, что вся она является тропой здоровья для наших воспитанников.
Е.В.ЛЯШКЕВИЧ, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Зареченский детский сад Смолевичского района».