Декрет Президента Республики Беларусь  от 02.04.2015 №3 «О предупреждении социального иждивенчества» касается практически каждого трудоспособного гражданина.  Направлен он на стимулирование к трудовой деятельности,  вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятое население,  предупреждение социального иждивенчества  трудоспособных жителей страны.    И в документе четко определено, кто является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. А также приведен перечень граждан, которые признаются участвующими в финансировании государственных расходов,   занимаясь определенными видами       деятельности при соблюдении закрепленных в законодательстве условий. И эти категории граждан не относятся к социальным иждивенцам.

Декрет Президента Республики Беларусь  от 02.04.2015 №3 «О предупреждении социального иждивенчества» касается практически каждого трудоспособного гражданина.  Направлен он на стимулирование к трудовой деятельности,  вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятое население,  предупреждение социального иждивенчества  трудоспособных жителей страны.    И в документе четко определено, кто является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. А также приведен перечень граждан, которые признаются участвующими в финансировании государственных расходов,   занимаясь определенными видами       деятельности при соблюдении закрепленных в законодательстве условий. И эти категории граждан не относятся к социальным иждивенцам.

В январе текущего года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет №1,  который предусматривает внесение в выше названный документ  изменений и дополнений, уточняет перечень, по которому    определенные категории граждан признаются участвующими в финансировании государственных расходов.  (К слову,   основные положения этих двух документов были опубликованы в январских номерах нашей газеты).

Казалось бы, все акценты расставлены.   Но в жизни  возникает  немало моментов, когда по самым разным причинам трудоспособный гражданин  не может вносить свой личный вклад в финансирование государственных расходов и платить налоги. И в этом случае  за местными Советами депутатов или по их поручению  за местными  исполнительными  и    распорядительными  органами  закрепляется  право   освобождать   от уплаты сбора   граждан в связи с  их  нахождением в трудной жизненной ситуации.

Каждый случай такой трудной жизненной ситуации требует детального изучения, индивидуального подхода и, конечно же, строгого исполнения законодательства.  Специалисты инспекции по налогам и сборам по Смолевичскому району,  Советы  депутатов,  сотрудники районного и сельских исполнительных комитетов   стараются внимательно   относиться к рассмотрению обращений граждан по вопросам данного финансового сбора, вникать во все нюансы и принимать справедливые решения.  Однако  иногда возникают случаи, когда человек остается неудовлетворен полученным ответом.

На днях в редакцию нашей газеты обратился житель одной из деревень Драчковского сельсовета  с просьбой  разобраться в сложившейся ситуации.  Гражданин  Д. получил  с налоговой инспекции извещение о необходимости уплаты  сбора на государственные расходы.   «Да, я не работаю с 2014 года. Занимаюсь своим хозяйством, — написал Д. —

Обратился в Драчковский сельский Совет по данному вопросу. Ответ:  — У вас нет земли для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Поэтому документ, освобождающий от сбора,  дать не можем… Прилагаю выписки из лицевого счета похозяйственной книги за 2015 и 2016 годы.  Имея в пользовании такое хозяйство и данные сотки, которые в севообороте, я стою в одном списке с теми, у кого ничего нет. Мне кажется, что здесь что-то не то».

В прилагаемых выписках значится, что   гражданин Д. , 1959 года рождения, имеет земельный участок площадью 0,2330 га для строительства и обслуживания жилого дома. В 2015 году в хозяйстве этого сельчанина было 2 головы крупного рогатого скота, 4 овцы, 30 голов птицы, 2 пчелосемьи.  В 2016 году в хозяйстве содержались 2 головы крупного рогатого скота, 6 овец, 15 голов птицы.

Конечно,  такое хозяйство требует  каждодневного немалого труда и  усилий. Ленивый хозяин им заниматься не будет. Так что обида Д., который решил, что его причислили к социальным иждивенцам, в чем-то понятна.

Мы поинтересовались в инспекции по налогам и сборам по Смолевичскому району о порядке направления гражданам  сообщений об уплате сбора на финансирование государственных расходов. Такие извещения налоговая инспекция направляет  неработающим гражданам,  если они не  смогли предоставить документы и пояснения, свидетельствующие о  своем  праве  на освобождение от уплаты  указанного сбора.  При этом,  тексты извещений вполне корректны и не допускают  обидных  и двусмысленных  выражений,  не унижают достоинство гражданина.  Но главное, требования об уплате выше названного сбора направляются на законных основаниях.  А закон есть закон. Для кого-то он может быть не очень удобным, но исполнять его требования обязаны все.

В данном случае  с гражданином Д.  руководством служит пункт 11 Декрета №3, который гласит, что гражданин  признается участвующим в финансировании государственных расходов в период  «- в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, если вел подсобное хозяйство. Факт  и период ведения  личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждается  сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом».

Как пояснила председатель Драчковского сельисполкома Марина Владимировна Гнедчик, гражданину Д. земельный участок выделен для строительства и обслуживания жилого дома, а не для ведения личного подсобного хозяйства.

—  Чтобы  можно было освободить  гражданина от налогов и сборов, сельисполком  должен иметь  для этого  веские основания, если они есть, — продолжила  председатель сельисполкома.—  У гражданина Д.  нет в пользовании земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Участок для строительства и обслуживания дома и участок для ведения личного подсобного хозяйства – две разные вещи.  Смешивать эти понятия – грубое нарушение законодательства.  Д. может обратиться в сельисполком с заявлением о выделении ему  земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Этот вопрос мы вправе решить. Человек этот трудолюбивый, работящий, ему можно доверить землю, чтобы она служила доброму делу, а не зарастала сорняками. Но все надо делать  в соответствии с существующим законодательством.

Э.ПОТАПЧИК.

Информацию читайте в № 33-36 от 04.02.2017 г.