При выполнении сельскохозяйственных работ вблизи воздушных линий электропередачи на металлических корпусах машин и механизмов, а также на металлических трубопроводах могут наводиться опасные электрические потенциалы, вызванные электростатической и электромагнитной индукцией; как в нормальном режиме работы ВЛ, так и при коротких замыканиях в электрических сетях.
При выполнении сельскохозяйственных работ вблизи воздушных линий электропередачи на металлических корпусах машин и механизмов, а также на металлических трубопроводах могут наводиться опасные электрические потенциалы, вызванные электростатической и электромагнитной индукцией; как в нормальном режиме работы ВЛ, так и при коротких замыканиях в электрических сетях.
Охранная зона воздушных линий электропередачи устанавливается вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии:
для линий, проходящих по территории нашего района напряжением:
до 20 кВ – 10 м, 35 кВ – 15 м, 110 кВ – 20 м, 750 кВ – 40 м.
Особенно опасно соприкосновение машины и механизма непосредственно с проводом ВЛ. Это возможно при работе машины под ВЛ, где может произойти приближение машины на недопустимо близкое расстояние к проводу, обрыв провода и его падение на машину или наезд машины на оборванный провод.
При падении провода ВЛ на машину водитель должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее и сообщить о случившемся в предприятие электрических сетей.
В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен сообщить о случившемся предприятию электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние менее (ближе) 20 м запрещается.
При работе машины без наблюдающего водитель должен сигналом тревоги привлечь внимание водителя ближайшей машины, который, оценив обстоятельства, должен сообщить о случившемся в предприятие электрических сетей.
Если в результате падения провода ВЛ или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе согнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах, проделав таким образом путь от машины на расстояние до 20 м.
Подробную информацию читайте в номере 69– 70 от 30.03.2011 г.
В.С.Барановский, государственный инспектор по энергетическому надзору, начальник Смолевичской РИ Борисовского МРО «Энергонадзор».