Каждый человек – это целый мир. И о каждом можно рассказывать и рассказывать.  Только жизнь одних может вместиться в тонюсенькую книжицу, а другим –  и увесистого тома мало будет.

 Алексей Евдокимович Заболотный, выйдя на заслуженный отдых, создал своеобразную летопись своего рода – родителей, родных, близких. Хотелось, чтобы дети знали свои корни и продолжали лучшие семейные традиции. А вспомнить ветерану труда есть о чем.

 

 

Каждый человек – это целый мир. И о каждом можно рассказывать и рассказывать.  Только жизнь одних может вместиться в тонюсенькую книжицу, а другим –  и увесистого тома мало будет.

 Алексей Евдокимович Заболотный, выйдя на заслуженный отдых, создал своеобразную летопись своего рода – родителей, родных, близких. Хотелось, чтобы дети знали свои корни и продолжали лучшие семейные традиции. А вспомнить ветерану труда есть о чем.

Родом Алексей Евдокимович из Дрыбинского района Могилевской области. Отец его в суровом сорок третьем пропал без вести на фронте, как потом удалось узнать, погиб в бою всего в каких-то тридцати километрах от дома. Мама работала поваром в детском саду, потом ходила на работу в колхоз и растила детей. Ребята военных лет очень быстро становились взрослыми и самостоятельными,  и даже никогда не задумывались над тем, что труд –  и лучший лекарь от многих бед, и добрый воспитатель. Разумный труд, в отличие от досуга и благосостояния, еще никогда никого не испортил. Наше старшее поколение эту истину хорошо понимает: на себе проверено. Ну, а младшее… Младшее может над этим и похихикать, и поёрничать – поймет позже.  Но это так, к слову.

После школы Алексей поступил на факультет механизации Горецкой сельхозакадемии и после его окончания был распределен на работу главным инженером на Смолевичский ремонтно-механический завод в деревне Станок-Водица. Еще во время службы в армии молодой человек вступил в члены КПСС, и на заводе его избрали секретарем парторганизации. А вскоре секретари Смолевичского райкома партии С.С.Линг и В.В.Сманцер предложили ему работу инструктора райкома, а через некоторое время – и  возглавить промышленно-транспортный отдел райкома.

– Я с теплотой вспоминаю то время, – говорит Алексей Евдокимович. – Нынешнее поколение представляет советский период, в основном, по ушатам грязи, вылитым на него позже. А ведь и тогда  большинство людей честно жили и трудились, берегли свое доброе имя, искренне гордились своей страной. В райкоме у нас царили доброжелательная обстановка, уважение   друг к другу, не было чинопочитания, «подсиживания», более опытные помогали быстрее освоиться новичкам. У нас была дружная команда, работающая как единомышленники. Во многом это зависело от первого секретаря Сергея Степановича Линга, умного, интеллигентного, рассудительного руководителя. Позже, в самое, пожалуй, сложное для страны время в 90-е годы он возглавлял Министерство экономики, потом Правительство  уже самостоятельной Беларуси. А для меня он  всегда оставался наставником.

–  Алексей Евдокимович, а что собой наш район представлял в те годы?

–  В экономическом плане Смолевичский район был достаточно сильным в области. В административном управлении он не отделялся от города Жодино. А это – мощная, даже по тем временам, промышленность. Быстрыми темпами, с крепкой поддержкой государства развивался БелАЗ,  где осваивался выпуск техники особо высокой грузоподъемности. А за результаты работы завода спрашивали прежде всего с райкома партии. За короткое время была построена Жодинская швейно-трикотажная фабрика, здесь пришлось и создавать, и сплачивать трудовой коллектив, молодежь, в основном, была, с ними много работать приходилось. Но мне этот молодой коллектив особенно нравился: легкие на подъем, инициативные, энергичные работницы радовали трудовыми успехами с первых дней работы фабрики.

– В то время очень много внимания уделялось развитию социалистического соревнования, трудового воспитания. Сейчас нередко можно услышать, что все это – показуха, формализм…

–  Не соглашусь с вами. Да,  и формализм, и показуха тоже где-то имели место. Но соревнование  все-таки было огромным стимулом для работников, оно увлекало, захватывало, давало возможность каждому проявить свои способности, талант, мастерство. Люди искренне переживали за итоги. И к наградам отношение было другое, трепетное, уважительное, мастерство почиталось и ценилось, человек труда был поднят на высокий уровень  в коллективах, в средствах массовой информации, в обществе в целом. Совершенно не приукрашиваю прошлое, но, зная, как было раньше, вижу: сегодня внимание к человеку труда значительно утрачено. Так не должно быть. Не все оценивается в деньгах. Даже если платить очень высокую зарплату,  человек все равно хочет более высокого признания. Передовиков производства тех лет я и сегодня  в лицо помню  – Мокрицкая и Боровский с торфобрикетного завода «Усяж»,  Ковалевский, Кулинчик – с БелАЗА… Конкурсы профессионального мастерства были особенно массовыми, теперь они только-только стали возрождаться. Сегодня телевидение, которое, как известно, имеет огромное влияние на умы, пестрит различными развлекательными шоу. Человека труда на экране практически не видим.  А нет должного уважения к профессии – из нее уходят хорошие специалисты. Лучшее, что когда-то было наработано, нельзя отметать.

Подробную информацию читайте в номере 277 – 278  от 30.11.2011 г.

НА СНИМКАХ:  А.Е.Заболотный (2011 г.);  сотрудники аппарата РК КПБ (80-е г.); сотрудники РК КПБ А.Е.Заболотный, В.В.Банкетик, П.С.Василюк на субботнике (1975 г.).

Фото А.ВОЛОДЬКО и из архива.