«Прошло 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. За это время многое можно было осмыслить, подвести итоги. Незаметно мы стали ветеранами, а кажется, еще недавно были так юны. Время быстро промчалось…». С таких слов начался наш разговор с участником боевых действий в Афганистане, подполковником в отставке Анатолием Владимировичем Шичко.

Он не считает себя героем, его редко увидишь в военном кителе с медалями и орденом Красной Звезды, он скромно замалчивает о заслугах и наградах, а лишь с улыбкой на лице рассказывает о юности, больше двух лет которой пришлись на войну в Афганистане…

Родился и вырос Анатолий Владимирович в Минске. Его военный путь начался с Белорусского политехнического института, в который молодой человек поступил в 1974 году на вечерний факультет. Отсюда и призывали в армию. После прохождение срочной службы четко понял, что желает и дальше связать жизнь со службой в рядах Советской Армии, и поступил в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище. Училище закончил с красным дипломом, и лейтенанту было предоставлено право выбора дальнейшего места службы. Так Анатолий Владимирович выбрал Новосибирск.

– Об Афганистане я узнал, как только прибыл на место службы. Пришел в полк, и мне сообщили, что я и пятеро коллег внесены в список плана замены на войне в Афганистане, – вспоминает собеседник. – В течение года нас по очереди туда отправили. Первого офицера – в январе, меня – в августе.

Так, 19 августа 1983 года лейтенант Шичко принял должность замполита роты в мотострелковом полку. Уже позже, в 1984-89 годах, вновь прибывшим офицерам давалось время на адаптацию, а в 1983 году такого не было. Без лишних слов и разъяснений молодой лейтенант принял участие в боевых операциях. Он попал в тот батальон, который стоял в месте постоянной дислокации и непосредственно привлекался к участию в боевых действиях.

Уже через две недели Анатолий Владимирович пошел в первый боевой выход по расчесыванию «зеленок» вдоль Балха («зеленка» – зеленая растительная зона вдоль рек, где во время войны были места дислокации афганских моджахедов. – Прим. автора).

С трепетом вспоминает собеседник еще одну дивизионную операцию в районе южного Баглана. Для некоторых подходило время очередного «дембеля», и было принято решение солдат, которые вскоре должны отправиться домой, на операцию не брать. Узнав об этом, «дембеля» подошли к лейтенанту Шичко и наперебой начали говорить: не позорьте перед молодыми солдатами, мы идем с вами. Ни один из дембелей не остался в расположении. Так, вертолеты увозили их домой прямо с операции. Многие из тех, кто прошли Афганистан, говорят, что такие сила духа и единение помогали сражаться.

– Солдаты были совсем юными ребятами, которые до конца и не осознавали, что они делают в Афганистане,но слова «честь» и «долг» были для них святы, – комментирует Анатолий Владимирович. – Кто был там, сегодня понимает, что интернациональный долг – это предложенная форма, за которой ничего не стояло,хотя было оказано много помощи, о чем афганцы помнят и сегодня. Более близкими душе были бы понятия охраны рубежей Родины, защита ее от афганских моджахедов,чтоб они не тревожили Советский Союз. В мирное время армия – инструмент геополитики и должна выполнять те задачи, которые влияют на уровень жизни ее народа. Нельзя было юных ребят насильно отправлять на эту войну, только добровольцев. Это была политическая ошибка. Если ты офицер – другое дело, это твоя работа, ты выбрал данный путь. А у 18-летних мальчишек не было выбора. Тем не мене, свой гражданский долг они выполнили. Я считаю, что мы победили именно потому, что нас связывало осознание долга, мужского братства, взаимовыручки и поддержки. Страх увечий и смерти был, но он был меньше перед тем, что кто-то скажет, что ты трус.

С неугасаемой болью в сердце делится собеседник самым тяжелым воспоминаем из Афганистана, как ему пришлось везти домой тело погибшего солдата. Он погиб при подготовке очередной операции, очищал «зеленку» и был смертельно ранен. Лейтенант Шичко, собрав волю в кулак, сообщил матери страшную весть. Но тяжелее стало в момент, когда он узнал, что погибший солдат был единственным ребенком у матери-одиночки…

 Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Так считал и лейтенант Шичко.

– Мне уже исполнилось 26 лет, а я все еще был лейтенантом и считал, что высокая должность мне уже не светит. В 1984 году нас отправили на операцию в Панджшер, и мы с солдатами пробыли в горах 18 суток. Мы должны были спуститься в долину и выйти в город, а противники заняли хребты, на которые нам необходимо было подняться. Задачу усложнило то, что мы оказались в окружении. За 18 дней в горном холоде некоторые из солдат получили такое переохлаждение,что не могли идти из-за боли в почках, валились с ног от бессилия. На тот момент я исполнял обязанности замполита батальона. В итоге нам удалось взойти на вершину и занять круговую оборону. Когда вернулись в расположение и лишь немного перевели дух, меня вызвали на беседу к приехавшему из Союза генерал-лейтенанту. Я слабо понимал, о чем мы разговаривали – после стольких дней в горах хотелось отдохнуть и выспаться. Он расспрашивал, сколько в роте коммунистов. Я помнил, когда у их матерей Дни рождения, а ответа на вопрос припомнить не мог. Отвечаю, что восемь – цифра вспомнилась из инструкции ЦК. Потом добавляю, что еще в горах двух человек приняли в ряды комсомола. А он мне говорит: «Вот, готовый замполит батальона». Я радовался повышению. Но время шло, и в отпуск съездил, а на должность меня так и не назначали. Спустя продолжительное время к нам прилетел член Совета армии генерал-майор Ремез, и меня снова вызвали на беседу. Он отметил, что кандидатура моя подходит,только больно уж молодой для такой должности. Мне терять было нечего, и я ответил, что недостаток опыта заменю горячим энтузиазмом. Так меня и повысили в должности, – вспоминает Анатолий Владимирович.

Сколько еще военных операций, боевых действий было в Афганистане, Анатолий Шичко не помнит и никогда не считал. Он выполнял свой долг и стремился уберечь жизни каждого из вверенных солдат. Анатолий Владимирович не сгущает краски, а старается вспомнить и яркие моменты того времени – ведь это была прекрасная пора молодости тысяч советских ребят, которые попали на войну в чужую страну.

– Мы были молоды, мечтали, любили, хотели жить. Даже сыграли две свадьбы в полку, – с улыбкой делится собеседник. – Ведь помимо солдат, прапорщиков и офицеров с нами служили женщины – это медсестры, повара, связисты.

Есть один яркий момент в афганской биографии Анатолия Шичко, который характеризует стремление к простой беззаботной жизни юношей, попавших на эту страшную войну.

В начале марта в предгорье зацветают невероятной красоты тюльпаны – мелкие и насыщенно красные. Лейтенант Шичко с коллегами, чтобы поздравить женщин с 8 марта, отправился на бронетранспортере за цветами. Их заметили противники и начали обстреливать. Офицерам удалось отбиться, а еще они насобирали столько тюльпанов, что они заполнили почти всю кабину БТР.

– Вы бы видели счастливые лица женщин. Охапки цветов не умещались в их руках, – с улыбкой делится Анатолий Владимирович. – В тот момент нам всем хотелось простого человеческого счастья.

В Афганистане Анатолий Шичко пробыл больше положенного срока – два с половиной года. Он не стремился задержаться на войне, однако такое решение приняло командование, и он вернулся домой в звании старшего лейтенанта лишь 28 декабря 1985 года.

– Возвращаясь, границу с Афганистаном я пересекал на севере – через автомобильный мост через реку Амударья длиной 816 метров – «Мост дружбы». Его можно было пересечь только в составе колонны. И вот помню, после того как проехали мост, меня высадили в Узбекистане. И ты ступаешь на эту землю, а сердце сжимается от осознания, что ты дома, – отмечает собеседник.

После Афганистана Анатолий Владимирович служил в армии еще 27 лет: в Забайкалье, Монголии, Западной Украине и последние десять лет в Беларуси – заместителем командира по воспитательной  работе в городе Осиповичи.  В запас уволился в сентябре 2002 года в звании подполковника. Затем еще год работал учителем в школе в Осиповичах, после чего переехал в Минск.

Можно смело сказать, что Анатолий Владимирович сделал три карьеры: был военным, государственным чиновником – сначала работал консультантом главного информационно-аналитического управления, потом главного управления печатных СМИ в Министерстве информации, а затем был руководителем РУП «Дом прессы». Он восстановил это предприятие и сделал его успешным, наладил там работу. Сейчас Анатолий Владимирович трудится в педагогической сфере – преподает цикл социальных дисциплин на кафедре социальной коммуникации БГУ.

За участие в военных действиях в Афганистане Анатолий Владимирович награжден орденом Красной Звезды. За последующую трудовую деятельность он награжден многочисленными Грамотами и Благодарностями, отмечен знаком «Выдатнік друку», является Заслуженным деятелем профсоюза работников культуры.

К слову, в прошлом году Анатолий Владимирович с супругой Екатериной Ивановной переехал в Смолевичи. По долгу службы он побывал в каждом районном центре страны, когда курировал региональную прессу в Министерстве информации, однако Смолевичи приглянулись своим удобным расположением и тихой размеренной жизнью.

Сейчас, помимо преподавательской деятельности, Анатолий Владимирович пишет книгу воспоминай о войне в Афганистане.

– В своей книге я хочу поделиться не только суровыми моментами того времени, но и рассказать о жизни молодых ребят во время войны, – комментирует собеседник. – У нас было много и забавных, веселых историй – без этого мы бы не выжили. А меня всегда считали весельчаком и душой компании. Я не часто надеваю военную форму и награды. Но с уверенностью могу сказать, что я из тех, кто воевал по-настоящему.

Как бы ни сложилась дальнейшая жизнь, война в Афганистане оставила отпечаток на сердце каждого, кто в ней участвовал. Анатолий Владимирович и сегодня помнит многих из солдат роты по имени и фамилии, а афганское братство для него не просто слова. После вывода войск из Афганистана, распада Советского Союза многие из его товарищей потерялись. А спустя много лет, Надежда, которая служила в их полку официанткой, начала работу над книгой по психологии поствоенного синдрома. Для примеров она разыскала многих сослуживцев Анатолия Шичко. И теперь однополчане ежегодно в апреле собирается в Москве, а не так давно 12 солдат и офицеров приезжали в гости к зампалиту в Беларусь.

– Сейчас многие задаются вопросом: мы вышли с победой или проиграли? Я твердо уверен, что мы победили. Армия войну не проигрывает, ее проигрывают политики в своих непродуманных действиях, а мы выполнили свою задачу. Честь и хвала павшим, вечная им память. В нашей стране было мирное время, и мы должны были возвращаться живыми, – сказал в завершение беседы Анатолий Владимирович Шичко.

Лидия СУДНИКОВИЧ.

Фото Александра ВОЛОДЬКО.