О проекте китайско–белорусского индустриального парка под Минском разговоров ходило немало. Были в них и нотки настороженности. В Смолевичах из уст в уста рассказывали небылицы. Мол, деревни начнут отселять, дачные кооперативы, оздоровительные лагеря закрывать. Что же в действительности?
О проекте китайско–белорусского индустриального парка под Минском разговоров ходило немало. Были в них и нотки настороженности. В Смолевичах из уст в уста рассказывали небылицы. Мол, деревни начнут отселять, дачные кооперативы, оздоровительные лагеря закрывать. Что же в действительности?
Признаюсь, до того, как прочел Указ № 253 «О Китайско–Белорусском индустриальном парке», и сам не совсем понимал суть проекта. Он мне представлялся чем–то вроде уже существующих свободных экономических зон или нового Парка высоких технологий. Но, изучив документ, понял, что речь идет о еще более интересном проекте. Это — особая территория. Здесь будут органично развиваться и абсолютно новые высокотехнологичные производства, и под стать им вся необходимая для комфортной жизни людей инфраструктура. По указу особый статус местности будет действовать 50 лет. Понимаю, что всякое сравнение хромает — но не реинкарнация ли это в Беларуси китайского Гонконга? Он стал в свое время, по сути, центром притяжения передовых идей и технологий, которые потом разошлись по стране и в хорошем смысле взорвали экономику. Забросили ее за считанные годы на высоты, которым завидуют страны, нынче называющиеся развитыми. Об этом я спросил у заместителя Премьер–министра, профессора Анатолия Тозика, нашего главного эксперта по Китаю.
Анатолий Афанасьевич улыбнулся:
— Может быть… Может быть…
Но тут же уточнил:
— Небоскребы под Смолевичами нам, может, и не нужны. В Гонконге земли мало, поэтому и расстроились ввысь. А у нас достаточно места, чтобы и без небоскребов сделать красивую и, главное, удобную для людей местность… И еще… Гонконг — все–таки больше коммерческо–финансовый проект. Мы же делаем упор на производственно–технологическую составляющую.
Вице–премьер рассказал, что до того, как представить проект Президенту, тщательно изучался мировой опыт. И заверил, что все населенные пункты, которые вошли в территорию парка, органично впишутся в его структуру:
— Если все, что задумано, получится, то через несколько лет люди, которые здесь живут, будут благодарить судьбу за то, что они оказались на территории этого парка.
Суммирую: никто никаких решений, противоречащих интересам населения, принимать не будет. Это принципиальная позиция:
— Мы не планируем затрагивать территории населенных пунктов, дачных кооперативов, оздоровительных лагерей. Площадка достаточная для того, чтобы гармонично развивать и производственную сферу, и социальную инфраструктуру, и зоны отдыха на много–много лет.
Впрочем, и нужды теснить местных жителей никакой нет. Вице–премьер рассказал, что и после полного формирования парка его производственная составляющая, то есть непосредственно предприятия, займет не больше трети всей территории. Остальное — современное жилье, объекты инфраструктуры, необходимые для удобной, комфортной жизни работающих и живущих здесь людей. Анатолий Тозик твердо убежден:
— Пройдет немного лет, и это будет один из красивейших уголков нашей земли.
О ближайших перспективах территории я поговорил с председателем комитета экономики Минского облисполкома Александром Турчиным. Вот что он сказал:
— Резидентами будут только самые высокотехнологичные предприятия, соответствующие всем экологическим стандартам. Уже сегодня около десятка инвесторов проявили интерес к этому совместному проекту. Но пока идут переговоры, называть их имена преждевременно…
Эти слова лишь раззадорили профессиональное любопытство. Спросил о потенциальных партнерах у Анатолия Тозика. Оказалось, что речь идет о крупнейших мировых компаниях. Уже в этом году некоторые из проектов планируется начать. Анатолий Афанасьевич сделал важное уточнение:
— Китайско–белорусский парк не означает, что в нем будут только китайские и белорусские предприятия. Мы объединяем усилия с китайскими партнерами и создаем условия для работы самых передовых мировых компаний. Десять заявок — это, помимо Китая, компании европейские, японские, корейские. Надо понимать: не исключительно для китайского бизнеса создается особая территория. Для всех, кто придет сюда с передовыми технологиями и конкурентной продукцией, с которой мы сможем выходить на внешние рынки. Опираясь на опыт Китая, финансовые возможности наших партнеров, мы создаем инфраструктуру для масштабной работы. Здесь будут работать наши люди. Китайские партнеры — соучредители. А резидентов мы ждем любых. Тех, которые принесут суперсовременные технологии, самую интересную продукцию, технологии, которые будут удовлетворять самым современным критериям экологической культуры. Это производства, которых еще нет в Беларуси в принципе.
Вот здесь лично для меня и стала ясна вся философия большого проекта. На чем в свое время Китай сделал семимильный шаг вперед? Сумел взять, изучить, освоить, а дальше усовершенствовать самые лучшие технологические идеи в мире. Они и стали основой для бурного развития собственной науки, всей экономики. Теперь у Китая многие учатся. А ему интересно и выгодно продвигать себя дальше. В Европу, Азию. Нам тоже это важно. И наука наша на высоте. Китайцы, кстати, не скрывают, что немалому учатся у наших ученых. И нам, конечно же, тоже важно двигаться дальше. Здесь интересы сошлись. У партнеров плюс ко всему еще и солидный материальный ресурс. Все условия для того, чтобы создать в центре Европы полюс притяжения разумных мыслей. И с Востока, и с Запада. Результат будет полезен в тех же направлениях. С большой выгодой.
Тут подумалось: вот оно, конкретное наполнение идеи «интеграции интеграций». Где–то же должны сойтись пути развития мировых цивилизаций. Почему бы и не на нашей земле, под Смолевичами?
Кстати
Китайско–Белорусский индустриальный парк раскинется по обе стороны трассы М1 Брест — Москва. Восточной границей пройдет по дороге на Национальный аэропорт, включит в себя биологический заказник «Волмянский», 15 населенных пунктов и 13 садовых товариществ и будет соседствовать непосредственно с аэропортом и микрорайоном Сокол. По словам разработчиков, на этой территории будут располагаться не только производственные зоны, но и строиться жилые комплексы, школы, детские сады, медицинские учреждения, объекты торговли, формироваться большие зоны отдыха, развиваться транспортная инфраструктура. Об этом рассказал заместитель начальника землеустроительной службы Миноблисполкома Леонид Карпиевич:
— Поручение на его разработку дано совсем недавно — после подписания указа. До этого не было юридических оснований. Сейчас они есть. Особое внимание обращается на пункт указа, который гласит, что земельные участки населенных пунктов, садоводческих товариществ для нужд парка не предоставляются…
Прямая речь
Председатель комитета экономики Минского облисполкома Александр Турчин:
— Мы провели много встреч и бесед с местными жителями. Людям ни о чем не стоит волноваться. Никто населенные пункты сносить не собирается. Интересы людей ни в коем случае ущемлены не будут. Никаких поводов для беспокойства нет. Это даже противоречит экономической логике. Какой инвестор пойдет на снос целых населенных пунктов, если есть большие свободные площади? Я бы сказал наоборот: эти населенные пункты получат дополнительные стимулы для развития. Концепция парка — не только производство. Это обширная инфраструктура. Жилые массивы, застройка социальными объектами. Это новые рабочие места плюс организация современной комфортной для жизни среды. Будет развиваться сфера услуг. Это новое дыхание…
Дмитрий КРЯТ, «СБ».
Информацию читайте в номере 133 – 134 от 13.06.2012 г.