НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Создание любой коммерческой организации начинается с момента ее государственной регистрации и формирования уставного фонда (порядок и сроки формирования определены ст. 47-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Уставный фонд представляет собой предел минимальной имущественной ответственности коммерческой организации по ее обязательствам, а также начальный капитал, необходимый для деятельности организации, может быть сформирован путем внесения денежных средств или имущественным вкладом.
НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Создание любой коммерческой организации начинается с момента ее государственной регистрации и формирования уставного фонда (порядок и сроки формирования определены ст. 47-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Уставный фонд представляет собой предел минимальной имущественной ответственности коммерческой организации по ее обязательствам, а также начальный капитал, необходимый для деятельности организации, может быть сформирован путем внесения денежных средств или имущественным вкладом.
Пройдя этап государственной регистрации и формирования уставного фонда, у субъекта хозяйствования зачастую возникает вопрос о начале деятельности. Как правило, причины неосуществления деятельности в определенный период времени являются для предприятия неустранимыми и не зависящими от его воли. К таким причинам можно отнести временный законодательно установленный запрет на осуществление определенной деятельностью, значительное падение спроса на планируемые виды работ, услуг и выпуск продукции. Действие этих обстоятельств может быть достаточно длительным, и тогда субъект хозяйствования принимает решение о ликвидации организации.
К моменту принятия решения юридическое лицо уже может являться субъектом целого ряда обязательственно-правовых отношений как договорных, так и внедоговорных, в связи с чем возникает риск неисполнения либо ненадлежащее исполнение юридическим лицом таких обязательств. С точки зрения гражданского законодательства неосуществление (приостановление) деятельности не отражается на правоспособности юридического лица. В частности, оно продолжает нести обязанности, возложенные на него действующим законодательством. Так, в соответствии со ст.8, 13 и 16 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII “О бухгалтерском учете и отчетности” организация обязана непрерывно вести бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством, составлять бухгалтерскую отчетность, хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность.
Рассмотрим одну из проверок налоговых органов организации, не начавшей деятельность, но сформировавшей уставный фонд путем внесения денежных средств на текущий (расчетный) счет:
ЧТУП «А» зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Уставный фонд Организации сформирован в размере 5 000 000 руб. В течение определенного времени Организацией не осуществлялась деятельность, так как не удалось заключить договора, найти поставщиков на взаимовыгодных условиях. Учредителем ЧТУП «А» принято решение о ликвидации предприятия.
Казалось бы, простая ситуация: хозяйственная деятельность Организацией не осуществлялась, доходы и расходы отсутствуют, и ликвидироваться не составит труда. Однако следует учитывать тот факт, что в течение времени неосуществления деятельности организация получает от банка проценты за пользование денежными средствами на текущем (расчетном) счете (сформированный уставный фонд в сумме 5 000 000 рублей), а должностные лица организации зачастую не уделяют этому особого внимания.
В соответствии с п.п.3.6 п.3 ст. 128 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, а также процентов за пользованием банком денежными средствами, находящимися на банковском счете.
Инпекция МНС по Смолевичскому району.
Информацию читайте в номере 251 – 252 от 31.10.2012 г.