Их осталось совсем немного – тех солдат Красной Армии, что прошли через пламя первых военных лет, и, оставшись живыми, продолжили ратный путь, познав счастье и радость  Великой Победы. Более того, они дожили до наших дней, последние очевидцы минувшей войны, вынесшие на своих плечах всю ее непомерную тяжесть. Их свидетельства о былом воистину бесценны потому, что пополняют копилку народной памяти, возвращая нас к событиям кому-то неизвестным, а кем-то и позабытым.


Их осталось совсем немного – тех солдат Красной Армии, что прошли через пламя первых военных лет, и, оставшись живыми, продолжили ратный путь, познав счастье и радость  Великой Победы. Более того, они дожили до наших дней, последние очевидцы минувшей войны, вынесшие на своих плечах всю ее непомерную тяжесть. Их свидетельства о былом воистину бесценны потому, что пополняют копилку народной памяти, возвращая нас к событиям кому-то неизвестным, а кем-то и позабытым.

Тогда, в сорок первом, совсем еще молодые люди, им было по восемнадцать – двадцать лет,  приняли на себя самые тяжелые удары, пройдя через этот раскаленный  год, опаленные его смертоносным дыханием, встретили дальнейшие ратные испытания уже закаленными мужчинами, а не юношами.

В Смолевичах по улице Базарная, 9 живет Петр Григорьевич Литягевич – один из тех защитников Отечества, кто начал войну с первых ее  дней  в сорок первом. Недавно  мы встретились с ветераном войны и труда в его небольшом, но ухоженном и уютном доме. И Петр Григорьевич многое рассказал о своей жизни.

Родился он 28 февраля 1921 года в деревне Репища Плещеницкого (ныне Логойского) района в крестьянской семье. В ноябре 1940 года был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в 260-ом стрелковом полку, который дислоцировался в городе Аланец Карельской АССР. Под руководством помощника командира взвода Багрянцева вместе с другими молодыми бойцами постигал азы непростой пехотной науки. Время торопило, становясь все более тревожным. Только-только окончилась Финская война, у западных рубежей продолжали сгущаться недобрые грозовые тучи.

На пятый день войны рядовой Литягевич в составе 260-го стрелкового полка занял оборону в четырех километрах от западной окраины Пскова. Бои шли настолько напряженные, что было трудно дышать, воздух смешался с дымом, гарью и землей. В полку вышли из строя треть  боевой техники и больше половины бойцов и командиров. Несмотря на все это, воины сражались храбро, и только когда создалась угроза охвата полка с флангов, по приказу комдива бойцы ночью отошли на заранее подготовленные в городе опорные пункты.

В начале июля 1941 года Петра Литягевича переводят на службу в 504-й артиллерийский полк в отделение разведки. При обороне Нарвы командиру полка нужны были разведданные о противнике. Он вызвал к себе двух разведчиков – сержанта Котова и рядового Литягевича.

— На вас я возлагаю  особую надежду. Вам поручается разведать огневые средства и группировки противника южнее Нарвы. Артиллерийская батарея прикроет огнем  ваш проход через передний край и обратное возвращение, — пообещал командир.

Задание было выполнено. Добытые разведданные и топографическая карта помогли командованию  определить группировку противника и его намерения. При возвращении в полк разведчики наткнулись на вражеский дозор и попали под обстрел. В завязавшейся перестрелке Литягевич получил ранение в ногу. На мгновение потерял сознание, когда же пришел в себя, собрал силы и дополз до своих. Рана оказалась сложной. Более четырех месяцев разведчик провел в тыловом госпитале.

С января 1942 по июль 1944 года Петр Григорьевич Литягевич участвовал в боях по освобождению Крымского полуострова, Украины и Молдовы.  Под Тирасполем получил второе ранение. После госпиталя он был направлен в полковую школу по подготовке младших командиров. В родной полк вернулся командиром отделения разведки.

При штурме Венгерской столицы, Будапешта, Литягевич получил третье ранение. О победе над фашистами сержант узнал в госпитале. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года он услышал по детекторному  приемнику сообщение о подписании акта о капитуляции. Эмоции захлестнули воина. Он поднял такой шум, что недоумевающие раненые вскочили на своих кроватях:  «Что случилось? Тревога?»  «Да нет же, — радостно  кричал Литягевич. – Война закончилась!»

За мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, храбрый воин награжден медалями «За победу над Германией», «За отвагу», орденом Отечественной войны второй степени и десятью юбилейными медалями.

Воинские погоны Литягевич снял в октябре 1945 года и отправился в родную деревню. Здесь встретился с мамой, здесь узнал, что война отняла у него младшего брата Николая, который погиб при взятии Кенигсберсга.

В послевоенное время Петр Григорьевич работал в строительных организациях на Логойщине, строил дома  и бытовые постройки в сожженных фашистами деревнях, построил дом для матери и своей семьи, посадил большой сад. А в 60-ые годы переехал в Смолевичи, устроился в «Межколхозстрой» (на базе этой организации позже было создано ЗАО «ПМК-228»), работал каменщиком, штукатуром, плотником, маляром.  За высокие трудовые достижения в выполнении заданий пятилетки в 1980 году был награжден Грамотой Верховного Совета Белорусской ССР, а когда в следующем году уходил на пенсию, был удостоен медали «Ветеран труда».

Несмотря на годы, Петр Григорьевич сохраняет отличное чувство юмора, по-прежнему живо интересуется всеми событиями в районе и республике, за рубежом, ведет здоровый образ жизни. Ежедневно делает зарядку и держит себя, как сейчас говорят, в тонусе, поддерживает порядок и чистоту в доме. Очень жалеет, что рано ушли из жизни дети и жена Татьяна, девять лет, как ее нет.

Будучи очень скромным человеком, старается, как можно меньше,  доставлять кому бы то ни было неудобств и хлопот, не просит ни у кого помощи. Тем не менее, он благодарен социальному работнику Надежде, которая навещает его и помогает в домашних делах.

Александр ГРОМЫКО.

НА СНИМКЕ: Петр Григорьевич Литягевич в молодые годы.

Фото из семейного архива.

Информацию читайте в номере 31 – 34  от 9.02.2013 г.