В семьях подрастают дети. Через годы и они создадут свои семьи. И чтобы они стали прочными и счастливыми, родители должны уже с самых юных лет своих малышей заботиться об этом.

В полоролевом воспитании ребенка дошкольного возраста значительную роль играет психологический климат и эмоциональная атмосфера в семье, где растет малыш. Царят ли в доме мир и согласие или отношения между членами семьи недоброжелательные? Относятся ли к ребенку с пониманием, теплом, любовью или же, напротив, на него смотрят, как на обузу?

Родителям важно развить у детей, прежде всего, положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний.

Полоролевое воспитание – это не просто воспитание из мальчика мужчины, а из девочки женщины. Оно должно развивать способность правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе, ценить и уважать противоположный пол.

Родителям необходимо иметь в виду следующее. Для того, чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество общих, т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного набора нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.

Какой же способ выбрать для воспитания столь необходимых качеств у вашего сына или дочери? Естественно, игровой. Ведь в полоролевом воспитании значительное место принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью взрослого развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики. Дети обоего пола с удовольствием участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Ждем гостей», «Родился малыш». Смелее вовлекайте в знакомые вам с детства народные игры «Верба-вербочка», «Яша», где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек. Ведь в народной культуре всегда предусматривалась необходимость воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. Также с удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов.

В процессе игр необходимо создавать условия для проявления детьми модели поведения, соответствующей полу (мальчики защищают девочек, уступают место, пропускают вперед, проявляют решительность, выдержку, храбрость, а девочки демонстрируют мальчикам признательность за их внимание и помощь, проявляют нежность, ласку, заботу о них).

Дети – это отражение своих родителей; они принимают тот взгляд на жизнь, который демонстрируют им взрослые. Поэтому без поддержки семьи очень сложно решать такую важную задачу, как полоролевое воспитание дошкольников, ведь семья – первая среда полоролевой социализации.

Татьяна Стельмах, воспитатель ГУО «ЦКРОиР Смолевичского района».