Счастливая история пятилетнего Синяка Даниила началась 24 марта 2008 года, когда супруги Людмила Семенова и Геннадий Шиматков пришли в отделение детского приюта Смолевичского социально-педагогического центра. У супругов не было цели выбрать себе «подходящего» ребенка, они просто хотели подарить семью девочке или мальчику, которые остались без материнской ласки и отцовского внимания. Воспитатель приюта, Наталья Николаевна, предложила присмотреться к застенчивому и молчаливому мальчишке – Синяку Даниилу.
В этом году, 6 февраля, Даниилу исполнилось 18 лет. Подводя итог педагогической деятельности в качестве замещающего родителя, Людмила Валерьевна Семенова с удовольствием поделилась опытом воспитания приемного ребенка.
Горячая мечта юности, подсказанная Сухомлинским
Людмила Валерьевна – коренная смолевичанка. Ее мама Анна Станиславовна Трофимова воспитывала троих детей, много работала. Поэтому растить внуков помогала бабушка Людмилы, Ядвига БолеславовнаШабуневич. Люда росла музыкальной девочкой. И по счастливой случайности ее мама увидела в газете объявление о наборе детей в школу с музыкальным уклоном. В третий класс Люда поступила в республиканскую школу по музыке и изобразительному искусству в Минске (сейчас гимназия-колледж им. И.О. Ахремчика). В учебном заведении Людмила была активистом, помогала в организации социально-значимых мероприятий: шефских концертов, музыкальных праздников, соревнований и встреч. Она видела, как много вокруг детей, лишенных домашнего тепла. Уже тогда у 14-летней девочки-подростка, которая зачитывалась книгами Василия Александровича Сухомлинского, зародилось горячее желание в будущем подарить дом и свою любовь ребенку-сироте. Девочка была уверена – это ее предназначение. Людмила окончила школу по специализации «Фортепиано», но музыкантом так и не стала. Она связала свою профессиональную деятельность с промышленным производством.
«Здравствуй, Даничек! Я твоя бабушка»
Осуществить свою мечту у Людмилы Валерьевны получилось в 37 лет. В семье Людмилы и Геннадия в то время уже воспитывались двое детей. Дочери Наталье было 19 лет, сыну Сергею – 9 лет. Решение супругов взять на воспитание ребенка было обоюдным, а дети в этом их поддержали и с нетерпением ждали появления в семье брата или сестры. С решением Людмилы была полностью согласна и ее мама Анна Станиславовна. Пока шел процесс лишения биологической матери родительских прав, Людмила и Геннадий навещали Даника в детском приюте. Привозили сладости, дарили игрушки.
Коллеги по работе не поддержали Людмилу в ее желании стать приемной мамой. Давали «добрые советы» отказаться от этой идеи и продолжать жить для себя и своих родных детей. Однако Людмила Валерьевна не слушала никого и следовала лишь велению своего сердца и своей совести.
Долгожданный день, когда мальчика забирали из приюта домой, был волнительным для всей семьи. Когда Людмила и Геннадий с Даником приехали домой, с внуком сразу же пришла познакомиться и Анна Станиславовна. Она наклонилась над ребенком, протянула ему по-взрослому руку и ласково сказала: «Здравствуй, Даничек! Я твоя бабушка». С этого момента у ребенка началась совсем другая жизнь.
В медицинской карте – диагноз «ЗПР»
В детстве Даник рос спокойным и добрым мальчиком. Болел совсем немного. Однако до третьего класса ни с кем близко не дружил, держался в стороне. Речь мальчика была развита плохо: словарный запас бедный, на вопросы взрослых отвечал односложно. Но чаще всего он молчал. Сегодня, перелистывая медицинскую карту мальчика, приемная мама с улыбкой обращает внимание на диагноз «задержка психического развития», поставленный ему в три года, в то время, когда Даник воспитывался биологической матерью. Как вспоминает Людмила Валерьевна, три первых года называл ее на «вы», видимо, боялся ее потерять. Постоянное внимание мамы, папы, остальных членов семьи понемногу превратили зажатого малыша в обычного домашнего мальчика. Любимыми совместными развлечениями у семьи стали прогулки на свежем воздухе, поездки в парк аттракционов, кафе, кино, совместные походы и путешествия.
Школьную программу Даниил осваивал на хорошем уровне. Если было необходимо — прибегал к помощи старших брата, сестры или приемных родителей. Помимо учебных занятий, мальчик активно участвовал в общественной жизни класса и школы, отстаивал честь школы и района на спортивных соревнованиях. Занимался шахматами, борьбой, карате, футболом. Парень очень любит животных.
С воодушевлением мама рассказывает о смелых поступках своего сына.
Однажды, когда Данику было около десяти лет, он стал невольным свидетелем того, как на пустыре возле реки подростки за что-то били мальчика. Даник понял, что этому мальчику нужна его помощь. Но, так как подростки были намного старше, Даник решил спрятаться неподалеку и ждать. Когда они ушли, избитый мальчик остался лежать на пустыре. Даник тихонько подошел к пострадавшему, нашел его мобильный телефон, лежащий в траве, с него позвонил маме избитого ребенка, объяснил, что случилось и где они находятся. После этого, Даник вытянул мальчика за одежду на обочину дороги и стал ждать его маму.
Второй случай произошел недавно. Даниил на перроне ждал электричку. Внезапно пассажиру, который стоял неподалеку, стало плохо: он упал с платформы на рельсы, его затрясло. Даник, незадумываясь, спустился к мужчине, помог ему подняться и вызвал скорую помощь. Вечером, рассказывая об этом случае маме, он сокрушался, что никто, кроме него, не оказал помощь этому мужчине.
Хочу, чтобы моя будущая жена была похожа на тебя
С детства Даниила звали к себе в компанию все девочки двора. Но мальчик не отдавал предпочтение ни девочкам, ни мальчикам. Со всеми дружил одинаково. Период переходного возраста у мальчика прошел безболезненно, рассказывает приемная мама. Не было серьезных проблемных моментов. Главная задача у подростка сегодня – это получение качественных профессиональных умений и навыков. Первая влюбленность у Даника тоже еще впереди. К девочкам он относится уважительно. Берет пример с отношений между приемными родителями, которые любят друг друга и помогают во всем. Не без гордости Людмила Валерьевна вспоминает, что однажды Даник сказал, что хотел бы, чтобы его будущая жена была похожа на нее.
Папа может все, что угодно
Очень теплые и доверительные отношения сложились у Даниила и с приемным отцом, Геннадием Ивановичем. Папа обучил сына всему, что должен уметь настоящий мужчина. Рядом с отцом Даник овладел секретами строительного ремесла, является помощником в ремонте автомобиля, умеет выполнить любую мужскую работу по дому. И самое главное, чему Геннадий Иванович научил сына, – это отношение к жене и матери.
Не та мать, что родила
На вопрос о том, есть ли разница в воспитании приемного ребенка и своего родного, Людмила Валерьевна отвечает однозначно – нет. Главное, просто его любить. Она никогда не выделяла родных детей и приемного сына. Если баловала, то всех. Если наказывала за проступок, то тоже всех одинаково.
За время воспитания Даниила в семье Людмилы и Геннадия, родная мама мальчика не пыталась наладить общение с сыном. Приемные родители через некоторое время привезли мальчика в дом, где он родился. Но маленький Даник побоялся выйти из машины и только несмело выглядывал в окно. К тому времени его биологическая мама переехала из этого дома. Сегодня уже совершеннолетний Даниил высказывает желание увидеть свою родную маму, поговорить с ней. Людмила Валерьевна поддерживает сына в этом желании. И когда он будет полностью к этому готов, они вместе познакомятся с ней. Осуждают ли приемные родители биологическую маму Даника? Скорее, нет. Просто в ее жизни не оказалось того, кто бы ей подсказал, что она теряет самого родного в жизни человека.
Надежда МОЛЧАНОВА, педагог социальный ГУО «Смолевичский социально-педагогический центр».
Фото из архива семьи.