Развитие ребенка – это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка людей. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей нужно учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. У третьих с помощью игры можно формировать обобщающие понятия (овощи, фрукты, посуда и т.п.). Однако с каким бы ребенком не проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, — непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным ее участником.

Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но с привитием у него вкуса к игре она должна стать его потребностью и может продолжаться часами.

О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.

Как выбрать игрушку?

Выбирая игрушку, родители, прежде всего, должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.Не следует предлагать слишком сложную игрушку. Так, например, полугодовалому малышу не надо давать заводную металлическую игрушку, в которую он не сможет вставить ключ. «Неинтересная» игрушка вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.

Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на пирамидку) с умственной (выбор колец в определенном порядке).

Советуем учесть следующее:

В возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом.  Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки.

От 1 года до 2 лет – возраст конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. Предложите ребенку вложить одну матрешку в другую, можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов – вот подбор игрушек для этого возраста.

От 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т.п. в этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов.

С трех лет дети вступают в период вопросов: «Что это?», «Почему?». У них развивается воображение. После трех лет игра значительно усложняется: девочки могут часами играть в куклы, изображая маму, врача, продавца и т.п. мальчики любят быть то летчиками, то шоферами.

С 4 лет и мальчики, и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, мячи, лыжи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.

     Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст.

Как играть с ребенком?

Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в обучающих целях и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.

Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: «сделай, как мама, как папа или сестра».

Вот несколько примеров обучения детей игре:

Поиграем на гармони (дудочке, барабане). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое.

Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет игрушкуза подушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.

Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно (на полу). Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т.п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.

В мешочке — узнай на ощупь. После того, как спрятали игрушки в мешочек, можно на ощупь угадывать и доставать предметы из мешочка по очереди.

Важно учить ребенка терпеливо выполнять игру по образцу, развивать подражание и запоминание.

Юлия Малоховская, воспитатель ГУО «ЦКРОиР Смолевичского района»