Я работаю учителем-дефектологом в ГУО «Заболотская школа». Дидактическое пособие — лэпбук (тематическая папка) используется на моих уроках практически ежедневно. Я провожу уроки и коррекционные занятия с детьми с разным уровнем нервно-психического и речевого развития. И хочу рассказать о плюсах использования данной игровой технологии на занятиях.
Используя лэпбук на занятиях, педагог помогает учащимся в формировании умения действовать согласно установленным правилам в самостоятельной организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развивается речь, общение; создаются условия для удовлетворения потребности учащихся в признании со стороны сверстников; формируется деятельность в малых группах. В лэпбуке предусмотрены игровые задания, с помощью которых прививаются навыки поведения в соответствии с этикетом; формируется понимание смысла ситуаций общения со взрослыми, сверстниками; умение распознавать эмоциональные состояния других людей. Игровые задания побуждают проявлять дружелюбие, внимательность, тактичность и другие качества в решении практических коммуникативных задач.
Находкой для меня стали игры с липучками. Многофункциональное пособие с использованием липучек пользуется особой популярностью как на уроках, так и на коррекционных занятиях. А всего-то я изготовила игровые поля с липучками, заламинировала предметные картинки разной тематической направленности. С помощью этой игры мы расширяем и закрепляем представления о домашних животных и их детенышах, птицах и их птенцах; о фруктах и овощах; о временах года, учимся правильно произносить звуки, развиваем мелкую моторику. С детьми с ТНР это пособие я использую для накопления и расширения пассивного словаря, вызывания звукоподражания, развития мелкой моторики. Это дидактическое пособие вызывает у детей бурю эмоций. А эмоции являются одним из механизмов регуляции психической деятельности и поведения. С помощью этого варианта лэпбука можно развивать логическое мышление, память, внимание, а самое главное — обучающиеся успешны в этом виде деятельности. Детям с задержкой психического развития, дислалией, дизартрией бывает трудно словесно выразить свои мысли, поэтому высказывания заменяются действиями с предметными картинками (с изображением зимних и летних забав, признаков разных времен года, овощей и фруктов и др.). Дети закрепляют знания об окружающем мире, учатся считать, ждать своей очереди, что немаловажно – проигрывать. В этой игре мы отрабатываем лексико-грамматические категории.
Игры с липучками многофункциональны, долговечны, подбор картинок можно менять в зависимости от лексической темы, а самое главное — их любят дети.
Опыт работы по использованию лэпбука (тематической папки) использовался при реализации районного проекта «Лэпбук – форма познавательно-исследовательской и творческой деятельности детей младшего школьного возраста».
Алеся МАКАСЬ, учитель-дефектолог ГУО «Заболотская средняя школа».
Фото из архива школы.