Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе его воспитания. Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос: с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Здесь однозначно можно сказать, что дети дошкольного возраста должны находиться под присмотром взрослых.
Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе его воспитания. Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос: с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Здесь однозначно можно сказать, что дети дошкольного возраста должны находиться под присмотром взрослых.
Дети, особенно в возрасте до семи лет, проявляют непосредственный интерес к окружающим их предметам, в частности к электроприборам, видеотехнике и т.д. Они не осознают, к чему можно прикасаться, а к чему – опасно для жизни, с чем можно играть, а с чем нет. Чаще всего дети получают травмы в силу своей любознательности, подвижности, чрезмерной самоуверенности, недостатка жизненного опыта, эмоциональной неуравновешенности.
Ребенок пошел в школу. Его начинают приучать к самостоятельности. Ведь не у всех есть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. И тогда родители вынуждены оставлять ребенка дома одного на какое-то время. А это вовсе не означает, что ему ничто не угрожает. Уберите колющие, режущие предметы, которыми может пораниться ребенок, спички и зажигалки. Лекарства и средства бытовой химии храните в недоступных для детей местах.
Дети начинают разбираться в цифрах гораздо раньше, чем в буквах, поэтому расскажите ребенку, куда ему обращаться в случае опасности. Напишите на бумаге четыре основных телефона: пожарной службы, скорой помощи, милиции и службы газа. А чтобы ребенку было легче разобраться, нарисуйте возле каждого номера картинку (например, рядом с телефоном 101 – горящую спичку). Напишите и держите на видном месте номера телефонов соседей, друзей, свои рабочие телефоны, чтобы в случае опасности ребенок мог с вами связаться.
Уходя из дома даже на непродолжительное время, закройте окна, балкон, выключите воду, газ, электронагревательные приборы. Если предполагаете, что вернетесь затемно, включите свет во всех комнатах, где может играть ребенок. Закрывая дверь, напомните ребенку, чтобы он никому из посторонних дверь не открывал. Ребенок лучше усвоит правила, если сымитировать возможные опасные ситуации в виде игры и привлечь к ней членов семьи и его друзей.
Нередко детская шалость с огнем становится причиной пожара. Но виновниками трагедий все же являются взрослые, которые, оставляя в доступных местах спички и другие зажигательные средства, провоцируют ребенка на опасные игры с огнем. Итог таких забав всегда предсказуем и трагичен. Бесспорно, чаще всего это происходят в семьях, которые воспитывают несовершеннолетних детей и находятся в социально опасном положении, семьях, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками.
При проверке частного сектора в Смолевичском районе инспектору государственного пожарного надзора нередко приходится видеть такую ситуацию, когда ребенок открывает дверь сам, а потом выясняется, что мать или отец каждый день утром уходят на работу и возвращаются за полночь, часто «навеселе», а ребенок находится дома один. Работающий сутками электрообогреватель, старый телевизор, кое-как отремонтированная электроплитка, ветхая электропроводка и вдобавок «жучок» в счетчике – вот только небольшой перечень нарушений, выявленных в доме. Но и этих составляющих достаточно для того, чтобы рано или поздно произошла беда. Можно долго спорить и утверждать, что какие бы плохие не были родители, детям лучше находиться дома. Но конкретные примеры гибели детей показывают, что только простой агитацией и уговорами здесь не обойтись – нужны более серьезные меры. И именно – изъятие малышей у таких родителей, размещение их в приютах дает шанс на жизнь детям. А их непутевым родителям — время на то, чтобы одуматься.
Огонь не щадит никого. И даже в благополучных семьях происходят трагедии. И каждый конкретный случай – это горе и боль. Боль, которую нельзя никогда и ничем излечить. Просто хочется, чтобы каждый сделал выводы для себя, чтобы подобное никогда не повторилось.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
– храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах;
– не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи;
– объясните ребенку, что в случае возникновения пожара необходимо выбегать на улицу и ни в коем случае не прятаться;
– не запугивая ребенка, расскажите правила безопасности и «проиграйте» различные ситуации;
– выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;
– возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими нужно воспользоваться.
К.С. БОНДАРОВЕЦ, инспектор ИГПН Смолевичского РОЧС.
Подробную информацию читайте в номере 275 – 278 от 23.11.2013 г.