Вопрос состояния работы, проводимой органами власти на местах в
части соблюдения требований законодательства об обращениях граждан и
юридических лиц, находится на постоянном контроле в Комитете госконтроля
Минской области.

Вопрос состояния работы, проводимой органами власти на местах в части соблюдения требований законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, находится на постоянном контроле в Комитете госконтроля Минской области.

При этом анализ ситуации по данному  направлению работы показывает, что во многих  райисполкомах, организациях и учреждениях Минщины имеются существенные недостатки  и упущения. В этой связи только за последние месяцы 2013 года к административной ответственности за нарушение законодательства об обращениях граждан привлечены 4 руководителя областных и районных структур, а также другие должностные лица.

В ходе проведения проверок в  Червенском райисполкоме и Минском облпотребсоюзе установлены далеко неединичные случаи нарушения законодательства в данной сфере. В нарушение статьи 18  Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» в ответах на обращения граждан не содержалось конкретных формулировок, опровергающих или подтверждающих доводы заявителей. При этом согласно данной статье Закона,  письменные ответы на письменные обращения граждан должны быть обоснованными и мотивированными. Как результат,  следуют повторные обращения граждан, направляемые в Администрацию Президента Республики Беларусь, другие республиканские и областные органы.

Помимо этого, в ряде ответов на обращения заявителей райисполкомом и облпотребсоюзом не указывался порядок обжалования, чем нарушены требования статей  9, 10 и 18 Закона.

Обращаем внимание, что согласно  статье 26 Закона за нарушение порядка    рассмотрения обращений организации, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Также в ходе проверок установлены  неединичные факты нарушений статьи 9 Закона и пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» должностными лицами, выразившиеся в несоблюдении установленного законодательством пятнадцатидневного срока рассмотрения обращений, не требующих дополнительного изучения и проверок.

Так, обращение по вопросу некачественного обслуживания посетителей и внесенное по этой причине в книгу замечаний и предложений в магазине деревни Лешни Копыльского района рассмотрено с нарушением законодательства. В нарушение пункта 17 Закона  ответ заявителю Копыльским райпо был направлен только по истечении 21 дня, что превысило установленные законодательством сроки на 6 дней. К тому же меры  дисциплинарного воздействия, принятые руководством организации, ограничились лишь замечанием продавцу магазина.

Законодательство требует более серьезного подхода в вопросе снятия с контроля рассматриваемых обращений. Обращения, на которые даются промежуточные ответы,  с контроля не должны сниматься. Контроль завершается и  обращение считается завершенным только после полного  разрешения вопроса, если все поставленные в нем вопросы рассмотрены, по ним приняты необходимые меры и дан ответ в соответствии с законодательством.

К примеру, ответ на коллективное обращение, направленное в облпотребсоюз по вопросу приватизации жилого помещения в г.Вилейка, подписан и снят с контроля 29 июня 2012 года.  В то же время поднятый вопрос положительно был разрешен только  в сентябре 2013 года.

Имеются примеры, когда в нарушение статьи 22 Закона коллективные обращения жителей рассматриваются без выезда на место. Например,  коллективное обращение жителей поселка Мирный Червенского района, направленное из Администрации Президента Республики Беларусь в Минский облпотребсоюз, рассмотрено без выезда на место. В итоге работа торгового объекта не возобновлена, заявители не удовлетворены рассмотрением вопроса.

В этой связи Комитет госконтроля Минской области отмечает, что на местах необходимо повысить персональную ответственность руководителей всех рангов для обеспечения надлежащего качества и своевременности рассмотрения поступающих обращений. С целью неукоснительного соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридически лиц сотрудниками Комитета в ходе проведения контрольных мероприятий на территории области в текущем году будет уделено пристальное внимание данному вопросу.

Управление экспертно-правовой работы и обращений граждан Комитета государственного контроля Минской области.

Подробную информацию читайте в номере 9-10 от 15.01.2014 г.