Во время посещения ОАО «Озерицкий-Агро» в Смолевичском районе председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда предложил решение, которое поможет не допустить очередного дефицита продуктов и скачка цен.
Вопросы сохранности убранного урожая, насыщенности отечественного рынка овощной продукцией и ее стоимости находятся во внимании Федерации профсоюзов Беларуси и вызывают определенные опасения. Во время посещения ОАО «Озерицкий-Агро» в Смолевичском районе председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда предложил решение, которое поможет не допустить очередного дефицита продуктов и скачка цен.
Так, мониторинг цен, проводимый национальным профцентром, регулярно фиксирует рост стоимости картофеля и других овощей. Например, в июле текущего года в сравнении с ценами прошлого декабря в среднем стоимость капусты и картофеля в магазинах страны увеличилась более чем в 2 раза, а моркови и свеклы – более чем в 4 раза. И хотя сейчас еще идет уборка нового урожая, но уже очевидно, что в условиях достаточно высоких мировых цен на продовольствие необходимо оперативное принятие мер для насыщения рынка отечественной продукцией на весь предстоящий зимне-весенний сезон. Тем более, что в стране производится значительно больше овощей, чем необходимо для внутреннего потребления. Так, в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах страны в прошлом году было выращено порядка 600 тысяч тонн овощей. И чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, используется лишь порядка 50% от этого количества. Значительно больше, чем необходимо, производится и картофеля.
– Тем не менее уже не первый год в межсезонье мы фиксируем проблемы с наличием на прилавках тех или иных белорусских овощей. И понятно, что в результате цены просто взлетают вверх, – отметил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда. – Причем, выгоду в итоге получают не наши крестьяне, а те, кто привозит и перепродает здесь зарубежную продукцию. В результате теряют все: и люди, которые вынуждены покупать втридорого, и страна в целом – ведь мы тратим валюту на то, что производим сами.
Федерация профсоюзов неоднократно обсуждала эти вопросы с производителями, представителями торговых сетей и органов власти. И, по мнению профсоюзов, эта ситуация складывается из-за несовершенства системы взаимодействия производителей и торговых сетей.
Гости ОАО «Озерицкий-Агро» ознакомились с работой овощехранилища, процессом закладки и хранения картофеля, а также посетили тепличный комбинат и пообщались с его работниками.
О чем речь? Выращенную продукцию сельхозорганизации, фермеры стараются сразу же по максимуму продать. Ведь в дальнейшем они не знают, выкупят ее торговые сети или нет. Кроме того, овощи нужно сохранить, а это тоже влечет затраты (и неизвестно, окупятся ли они). Это означает, что все риски сегодня практически на производителях. Выращиваешь продукцию и заключаешь контракты – рискуешь, потому что торговые сети зачастую требуют значительные скидки и нередко заключают договоры с отложенным платежом. Помимо того, есть практика возвратов: производитель должен забрать и отнести себе на затраты то, что не продано. По мнению Михаила Орды, это несправедливо.
– Эти риски надо перераспределить между производителями и продавцами, – уверен лидер национального профцентра. – Торговые сети должны взять на себя обязательства по строительству или приобретению в каждой области современных овощехранилищ. Затем заключить контракты с производителями и загрузить их осенью под региональную потребность. Тогда на рынке товар будет представлен в необходимом количестве вне зависимости от сезона. Таким образом, не появится резких скачков цен. Это также позволит не зависеть от внешних факторов.
***
Впрочем, производители лишь подтверждают, что стоимость продукции диктует рынок. Как рассказала директор предприятия Нина Железнова, на хранение закладывается порядка 12 000 тонн картофеля. Реализуют его на внутренний рынок (местные торговые точки, выездная торговля, пищеблоки Минского тракторного завода, БЕЛаза и других предприятий), отдают на переработку и отправляют на экспорт
– Поставляем картофель в Россию, Казахстан, Сербию, – рассказала Нина Железнова. – Кто больше заплатит, тому и продаем. Нам ведь тоже нужно покупать новые сорта, обслуживать овощехранилище и платить людям зарплату.
Вероника СОЛОВЕЙ.
Фото Валерия КАРТУЛЯ.