В настоящее время в образовании лиц с инвалидностью большое внимание
стало уделяться инклюзивному обучению, при котором все дети, несмотря на свои
физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему
образования и посещают общеобразовательные школы вместе со своими сверстниками.
Ученики инклюзивного класса раньше других своих сверстников узнают, что люди
разные, а ребенок с инвалидностью в процессе обучения адаптируется, приобретает
жизненный опыт. Научиться принимать людей такими, какие они есть, непросто.
Нужно много любви, веры, терпения и, конечно же, доброты. У каждого человека
есть свое понимание доброты. Для кого-то доброта – это вежливость,
воспитанность, а для кого-то – умение помочь в трудную минуту.
В настоящее время в образовании лиц с инвалидностью большое внимание стало уделяться инклюзивному обучению, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и посещают общеобразовательные школы вместе со своими сверстниками. Ученики инклюзивного класса раньше других своих сверстников узнают, что люди разные, а ребенок с инвалидностью в процессе обучения адаптируется, приобретает жизненный опыт. Научиться принимать людей такими, какие они есть, непросто. Нужно много любви, веры, терпения и, конечно же, доброты. У каждого человека есть свое понимание доброты. Для кого-то доброта – это вежливость, воспитанность, а для кого-то – умение помочь в трудную минуту.
Первым шагом к пониманию инвалидности и формированию адекватного отношения к людям с ограничениями по здоровью стал урок доброты в 5 классе ГУО «Средняя школа № 1 им. В.Ф.Купревича города Смолевичи», основная цель которого – улучшить отношение детей к людям с ограниченными возможностями, показать, что есть люди, которые нуждаются в помощи, и что есть люди, которые могут помочь.
Проведение такого урока в 5 классе было выбрано не случайно. Ведь именно в этом классе обучается ребенок с инвалидностью. Данный урок существенно отличался от обычных школьных уроков. С помощью ролевых игр, опросов, обсуждений, мы попытались дать учащимся прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек, имеющий ограничения по здоровью, и самостоятельно сделать выводы. В ходе урока детям предлагалось с завязанными глазами найти друга, нарисовать рисунок; закрыть уши и понять, о чем тебя спрашивают; одной рукой завязать шнурки, застегнуть молнию. А когда ребятам связали ноги и попросили пройти по кабинету, многие из них осознали, сколько трудностей приходится преодолевать людям с ограниченными возможностями.
Думается, этот урок немного изменил внутренний мир ребят. Подтверждением этому являются их высказывания об отношении к таким людям: «Надо уважать друг друга, каким бы ни был человек. Надо знать, что, оскорбляя инвалидов, мы делаем им больно!», «Я поняла, что могу многое. А есть люди, которым очень тяжело в жизни. Им нужна моя помощь и поддержка!».
Этот урок — начало пути к пониманию важности и актуальности проблемы толерантного отношения к людям с инвалидностью. Проводя такие уроки в школе, мы должны помнить, что дети – наше будущее. Поэтому очень важно, чтобы они с раннего возраста научились понимать проблему инвалидности.
В нашей стране живет немало людей с инвалидностью. И сегодня остро стоит вопрос о безбарьерной среде, о трудоустройстве лиц с инвалидностью. Люди с физическими ограничениями должны иметь возможность пользоваться всеми объектами социальной сферы, свободно ездить в общественном транспорте и жить в специально обустроенных домах. В целях реализации гражданских прав инвалидов нужно изменить сознание нашего общества. Нам необходимо думать не только о материальной поддержке данной категории граждан, но и что, не менее важно, о преодолении равнодушия к инвалидам и их проблемам. Мы должны предоставить им возможность для самореализации наравне с другими людьми.
Наталья ПИГАЕВА, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 1 им. В.Ф.Купревича города Смолевичи».
Информацию читайте в номере 281 – 282 от 03.12.2014 г.